Евробезбожие: Почему в европейских храмах сегодня можно пить кофе, заниматься спортом и сексом, а также устраивать отели и дискотеки

Все больше европейские христианские храмы начинают напоминать увеселительные заведения. Ради привлечения прихожан тут теперь разрешается пить кофе, заниматься спортом, оборудовать отели и даже устраивать дискотеки.
Базилика Сакре-Кёр в пригороде Брюсселя.
Базилика Сакре-Кёр в пригороде Брюсселя. / GettyImages

Американское издание The Associated Press утверждает, что исповедальни Бельгии, где многие поколения бельгийцев признавались в своих грехах, похоже, изжили себя, как и римско-католическая церковь в целом.

Власти Брюсселя, пишет AP, приняли решение отремонтировать знаменитый храм Святого Сердца (знакомую всем туристам Базилику Сакре-Кёр). Другими словами, закрыть на два года, чтобы пристроить к нему кафе и концертную площадку. После такого ремонта храм, на который выходят окна дома архиепископа страны, якобы превратится в культурную достопримечательность бельгийской столицы.

Издание также сообщает, что находящийся поблизости францисканский божий храм уже переоборудован в роскошный отель, в котором популярный на Западе рэпер Стромай (Поль Ван Авер) провел после свадьбы первую брачную ночь.

Итог этой тенденции неутешителен, но Брюссель далеко не одинок в своем отношении к церковным зданиям. Вся Европа, пишет AP, питавшая святостью христианство более двух тысяч лет, теперь забросила храмы, монастыри и часовни. Вера вместе с посещаемостью церквей за последние полвека снизилась едва ли не до нуля.

"Это больно!" - восклицает Йохан Бонни, епископ Антверпенский, но все же добавляет, что "возврат к прошлому невозможен".

Подобное перерождение Европы особенно заметно во Фландрии (север Бельгии), где находятся одни из величайших соборов на континенте. Согласно исследованию группы PEW в Бельгии, уже пять лет назад из 83 процентов прихожан лишь 55 процентов по-прежнему считали себя набожными христианами. Из них всего каждый десятый регулярно посещает храмы.

А еще вот такие цифры: в каждом из 300 городов Фландрии в среднем по шесть храмов, но верующих хватает едва ли на один.

В городке Мехелен проживает 85 тысяч человек, и он считается римско-католическим центром Бельгии. Здесь два десятка храмов, а собор Святого Румбольда с его колокольней внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По словам мэра Барта Сомерса, "у нас есть пивоварня в храме, гостиница в храме, а также культурный центр и библиотека". Сам же Сомерс как региональный министр участвует сегодня в так называемом перепрофилировании более трех сотен храмов региона, где проживает почти семь миллионов человек.

Мэр хвалится: примером перепрофилирования храмов в Бельгии стал отель Martin's Patershof в Мехелене. Здесь открыты комнаты для постояльцев, а изголовья кроватей выполнены в виде органных труб.

В храме, рассказывает мэр, "люди спят, возможно, занимаются сексом", но он не испытывает сомнений по этому поводу, поскольку его больше интересует "реальная архитектурная ценность" постройки.

В Брюсселе же в бывшей англиканской церкви и вовсе разместился ночной клуб. Впрочем, местные церковные власти утверждают, что храм в любой момент может вернуть свое здание, если оно, конечно, понадобится.