27.06.2023 09:52
    Поделиться

    Как недостаток понимания губит компанию

    Стандартная проблема взаимодействия сотрудников с руководителем - разные ожидания. Не исключение и взаимоотношения между топ-менеджерами, финансистами и бухгалтерией. Каждая сторона находится в своих иллюзиях, в итоге управление затруднено.

    Отличается и понимание результата работы: для бухгалтера это вовремя сданные отчеты, для руководителей - минимальная сумма налогов, а для финансистов - подготовка показателей о прибыли, маржинальности и себестоимости. Исправить это можно, только договорившись "на берегу". Когда в компании прописаны все бизнес-процессы, создан документ с описанием объема выполняемых работ, то каждый специалист знает, что от него требуется и в какой срок.

    Почему ожидания бухгалтера не совпадают с реальностью? Первая причина - его личное неумение своевременно, в конструктивной форме и понятным языком донести до руководителя информацию об объемах работы, причинах высоких налогов, проблемах взаимодействия со смежными отделами. В итоге руководитель предпочитает лишний раз не контактировать с бухгалтерией и винит ее во всех бедах компании. Проблемы с бухучетом и налоговой зачастую предпочитают замалчивать из-за боязни увольнения - пока они не приводят к блокировке счета или вызову директора в ФНС.

    Вторая причина - инертность бухгалтеров в плане уточнения своих обязанностей. Многие ли при приеме на работу расспрашивали подробно, что от них будет требоваться? Многие ли просили в письменном виде зафиксировать объемы своей работы и критерии оценки результатов? Все думают: "Ну что там нового, по ходу разберемся". В дальнейшем это приводит к конфликтам и взаимному недовольству: руководитель винит бухгалтера в недоработках - бухгалтер считает, что его труд недостаточно ценят.

    Например, в компании меняется бухгалтер. Новичок приходит к директору узнать, нормально ли для компании то, что в учете много переходящих задолженностей покупателей? А руководитель и не в курсе. Анализ показывает, что постоянные покупатели регулярно забывают оплатить какие-то счета, но им продолжают отгружать товар. В итоге движение по счетам есть, долг всегда разный, его структуру никто не оценивает. Руководитель думает, что контроль оплаты - задача бухгалтера. А бухгалтер - что это функция менеджера по продажам. В итоге ответственных нет.

    Если вы не зафиксировали свои требования к сотруднику письменно, то он имеет право понять их в своей трактовке

    Руководитель должен настроить работу компании на основе правил, обязательных к выполнению всеми сотрудниками. Это могут быть нормы документооборота, описание бизнес-процессов или должностные инструкции. Скажем: о чем необходимо информировать руководителя и каким способом, каковы сроки выполнения работ, что входит в заработную плату. Если вы не зафиксировали свои требования к сотруднику письменно, то он имеет право понять их в своей трактовке, отличной от вашей. Это не его вина - это ваша недоработка.

    Для эффективного управления компанией необходимо изучить финансы, хотя бы на базовом уровне. В противном случае придется постоянно, даже в простых случаях, зависеть от консультантов по финансам и налогам. Нелишним будет разобраться в управленческих отчетах (это поможет понять, какие решения можно принять, видя ту или иную тенденцию), а также изучать оборотно-сальдовую ведомость бухгалтерии. Бухгалтер видит цифры, но не видит за ними бизнеса. А директор понимает бизнес и может сказать, верно ли он отражен в учете. На практике такой совместный просмотр цифр приносит интересные неожиданные находки - от забытых долгов, которые можно взыскать, до новых способов заработать.

    Проверяйте работу финансиста и бухгалтера. Это позволит исправить ошибки до того, как их найдут сторонние аудиторы. Внутренний аудит полезен для компании и заодно дает повод финансисту и бухгалтеру держать себя в тонусе. Чтобы сотрудники достигали нужных вам результатов, создайте им маршрутную карту, где будут цели, правила работы, ваши ожидания и понятная система формирования дохода специалистов.

    Чтобы определить, что руководитель знает о своей бухгалтерии, он может задать себе простой вопрос: "Я регулярно (хотя бы раз в полгода) прошу бухгалтера показать мне сводную оборотно-сальдовую ведомость по компании? Нет? А как я тогда понимаю, что бухгалтер все правильно отражает в учете и отчетности?"

    Часто в малом бизнесе бухгалтер и финансист - это одно лицо. Однако задачи у этих должностей разные. Когда главный бухгалтер одновременно выполняет роль финансового директора, за бухгалтерским учетом легко потерять вектор развития компании. Такой специалист больше внимания уделяет соблюдению законодательства и подготовке отчетов для налоговой, чем управленческим отчетам. Все развитие компании он рассматривает через призму удобства бухгалтерии. А иногда бухгалтер вообще не обладает знаниями и опытом в области финансового учета, формирования финансовых моделей и аналитики. Тогда финансовый учет превращается в сводный бухгалтерский учет по всему бизнесу. То есть данные есть, но их анализ невозможен. Финансисты же разрабатывают стратегии управления ресурсами компании, формируют ее финансовую политику, обеспечивая устойчивость бизнеса. Поэтому эти две роли все-таки лучше четко разграничить.

    Поделиться