В рамках форума прошла стратегическая сессия "Транспортные вузы и вызовы современности" и 1-я генеральная ассамблея Международной ассоциации вузов морского и речного транспорта (IAMINU), созданной по инициативе Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ).
На форум было зарегистрировано 249 участников, в том числе из Белоруссии, Индии, Таиланда, Вьетнама. Прошли шесть пленарных заседаний, экспертная и стратегическая сессии, работали восемь профильных секций. Большое внимание было уделено новым транспортным коридорам, реализации госпрограммы "Великий Волжский путь", расширению освоения Каспия, развитию порта Оля, Астраханского и Махачкалинского портов.
Управляющий директор ассоциации "Афанасий Никитин" Игорь Гоц рассказал об огромном потенциале международного транспортного коридора "Север-Юг". Строго регламентированная повестка форума включала подписание договора о создании Союза аттестационных центров по сварке с перспективой воссоздания в Российской Федерации Института сварки.
На полях форума было уделено внимание и вопросам экологии. Так, ВГУВТ будет разрабатывать нормативно-правовые акты, регламентирующие работу водного транспорта в части снижения антропогенной нагрузки на внутренние водные пути, в том числе из-за разливов нефти, продолжит работу над программами сохранения уникальных экосистем озер и рек центральной части России, а также озера Байкал. В то же время на круглом столе представители университета отметили, что зачастую экологи немотивированно ограничивают судоходство, что приводит к запустению малых рек.
Ярким событием форума стала первая генеральная ассамблея IAMINU. Она прошла с участием партнеров из дружественных стран. Путем голосования в ассоциацию были приняты три новых университета: Калининградский технический университет, Астраханский государственный технический университет и Университет Касетсарта (г. Шрирача, Таиланд). Таким образом, на текущий момент организация насчитывает уже десять членов.
На форуме была затронута и повестка, включающая развитие автономного (и безэкипажного) судоходства. Проректор Российского университета транспорта (МИИТ) Сергей Соколов доложил, что первые в России безэкипажные суда, пока в полуавтономном режиме, уже в июле этого года встанут на линию Балтийск - Усть-Луга.
А еще говорили о развитии туристской территории круизного маршрута по рекам Ветлуга - Сура, о том, что на Средней Волге будет модернизирован шлюз, что повысит проходимость судов на этом участке. Особый интерес вызвал доклад генерального директора ГК "Речфлот" Алексея Клепикова "Тренды современного отечественного судостроения", в котором был поднят пласт вопросов от внешнего и внутреннего дизайна современных судов, их гидродинамики, технологичности в постройке, себестоимости до импортозамещения судового оборудования и материалов.
Принимавший участие в работе форума ректор ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова Сергей Барышников на церемонии закрытия отметил: "Выходя из порта, перед нами открыт весь мир, и мы обязательно придем к своим друзьям на Востоке, в Азии, в Африке".
По итогам форума готовится резолюция, отражающая все аспекты поднятых тем.