Самолет МАИ-411, получивший торговую марку "Альфа-КМ", успешно совершил первый перелет из Кизляра в высокогорное село Мачада, расположенное на высоте 2200 метров. Там оборудована взлетно-посадочная полоса для тренировочных и регулярных полетов. Полет из Кизляра в Мачаду и обратно занял два с половиной часа, для региона это маленький рекорд, позволяющий значительно сократить время доставки грузов и пассажиров на труднодоступные территории. Ведь поездка на автомобиле по тому же маршруту только в один конец занимает не менее пяти часов.
Неудивительно, что с появлением самолета власти Дагестана возлагают большие надежды на развитие малой авиации в регионе. Это может способствовать не только улучшению связи между территориями, но и развитию туризма.
- Лайнер будет востребован в сфере авиаперевозок, при обучении летчиков, в воздушном патрулировании, при проведении аэросъемки и в авиатуризме, - рассказал руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям Дагестана Гусейн Гусейнов.
Сейчас при Кизлярском электромеханическом заводе создали авиакомпанию "КЭМЗ-АВИА". Она уже получила сертификат эксплуатанта и может управлять воздушными судами малой авиации. Следующий шаг - открытие собственной региональной авиакомпании. Но эта идея еще нуждается в тщательной проработке.
В связи с увеличением потока отдыхающих власти Дагестана рассчитывают использовать авиакомпанию для оказания услуг в сфере туризма и бизнес-авиации. Перспективы здесь есть, и они очевидны. Если дорога на автомобиле в некоторые горные районы с популярными туристическими локациями занимает три-четыре часа, то на самолете в нужную точку можно добраться за полчаса.
Однако не все так просто. По словам председателя правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергея Детенышева, в нынешних условиях эксплуатация небольшого самолета не окупит себя.
- Например, на получение сертификата любое малое авиапредприятие должно тратить десятки миллионов рублей, - поясняет Сергей Детенышев. - А по действующим Федеральным авиационным правилам (ФАП) руководить предприятием малой авиации должны семь директоров по разным профилям. Также необходимо ведение огромного количества регламентных документов и отчетов, наличие большой инфраструктуры. Все эти требования формируют у авиакомпании дополнительные и немалые расходы, которые не могут быть возмещены из доходов от эксплуатации легких воздушных судов.
По его словам, действующее в стране государственное регулирование гражданской авиации и сложившаяся отраслевая практика применения законов не допускают существования малой авиации как вида общественного транспорта и как отрасли экономики. К малой авиации предъявляются избыточные требования в части сертификации коммерческих эксплуатантов, которые регулируются Федеральными авиационными правилами. Это не позволяет обеспечить рентабельность небольших самолетов в рыночных условиях.
- Чтобы обеспечить доступность услуг и безопасность полетов, в то же время исключив избыточные требования законодательства к малой авиации, мы предложили применить в отрасли механизм саморегулирования, - рассказывает Сергей Детенышев. - Ассоциация малых авиационных предприятий подготовила проект изменений в Воздушный кодекс РФ, который регламентирует создание саморегулируемых организаций в области малой авиации и исключает применение к их членам ряда статей Воздушного кодекса, содержащих избыточные требования.
Подготовленный законопроект был направлен на рассмотрение в Государственную Думу. Документ поддержали члены экспертного совета при межфракционной рабочей группе по развитию малой авиации. Однако будет ли он вынесен на рассмотрение депутатов, пока неизвестно.
Конкретно
Авиаэксперты смогли оценить характеристики самолета МАИ-411 на авиасалоне МАКС-2022. Дальность полета воздушного судна составляет 1,5 тысячи километров, высота - 4200 метров над землей. Самолет может перевозить до четырех человек или около 400 килограммов груза.