Авторы этих произведений родились вдалеке от столичных подмостков, однако их творчество прославило русскую провинцию и отозвалось в сердцах многих людей - и в России, и за ее пределами. В программе концерта были произведения Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Эдуарда Артемьева, Альфреда Шнитке, Сергея Есенина, Василия Шукшина и других мастеров. Особое место было отведено произведениям, прославившим великого русского оперного певца Федора Шаляпина, 150-летие которого отмечается в этом году: именно окрестности Плеса облюбовал в свое время легендарный русский бас.
Начался концерт с праздничного перезвона колоколов Успенского собора. Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, Александра Пахмутова, Александр Петров, Светлана Захарова, Вадим Репин, Ирина Пегова, Иван Бессонов, Сергей Шакуров, Станислав Любшин, Роберт Юлдашев, Пелагея - вот лишь неполный список тех, кто принимал участие в мероприятии. Концерт проходил в сопровождении Всероссийского юношеского симфонического оркестра и Хора Сретенского монастыря. Ведущие - Дарья Златопольская и Андрей Малахов. Обозреватель "РГ" поговорила с Дарьей Златопольской о том, как удалось организовать столь необычное мероприятие.
Как возникла такая концепция - концерт-посвящение русской провинции?
Дарья Златопольская: Когда мы делаем наши большие проекты, такие как Концерт Победы на Мамаевом кургане, Концерт в Зарядье "22 июня, ровно в четыре часа...", где был исполнен "Реквием" Роберта Рождественского, "Ленинградская симфония на берегу Невы", концерт-мистерия "Юбилей полета человека в космос" на Байконуре, то само место определяет содержание. В данном случае Плес - это, с одной стороны, совсем небольшой город, с другой - он находится в красивейшем месте на главной нашей реке Волге. Поэтому стало ясно, что это должно быть приношение именно малым городам, где рождались и творили те великие, кого мы и вспоминали в концерте, - Шаляпин и Рахманинов, Чехов и Тарковский, все они бывали в этих местах. Все черпали силу творческую от этой земли. От всем нам знакомого среднерусского пейзажа, природы. Нам давно хотелось сделать концерт, который бы отражал чувства, лежащие в глубине души каждого, кто живет в России, вне зависимости от образования, профессии и убеждений. Попробую пояснить: ощущение этой среднерусской полосы, когда едешь вдоль дороги или плывешь по реке и вокруг - травы: цветущие, пахучие, особенно в июне. Белые колокольни церквей. Поля, а над ними туман. И у каждого из нас в душе возникает трепет. Это - нечто, что нас всех объединяет, в чем мы все солидарны. Плес расположен на одиннадцати холмах, там какой-то невероятной красоты березы и, конечно же, Волга - артерия русской земли.
Было важно, чтобы концерт прошел именно над Волгой, как, помните, у Левитана (который жил и работал в Плесе) - "Над вечным покоем". И Соборная гора - это именно то место, откуда открывается такой вид. К счастью, мэр города Тимербулат Каримов, сам внук выдающегося поэта Мустая Карима, был нашим настоящим единомышленником. Плес - это образ всех тех малых городов, где рождались и рождаются люди, ставшие частью мировой культуры. Только имена всех легендарных людей, которые родились на Волге, можно долго перечислять. Например, Альфред Шнитке - у нас был в программе номер с его музыкой. Меня многие спрашивали: "Разве Шнитке не москвич?". Это был новатор в музыке, величина мирового масштаба, а он родился в маленьком поселке Саратовской области. Понимаете, насколько наши гении черпали из провинции свое вдохновение?
"Концерт над Волгой" получился, с одной стороны, масштабный, с другой - не пафосный и очень домашний по атмосфере...
Дарья Златопольская: ...Это как раз то, чего и хотелось добиться. Потому что не случайно мы закончили концерт - и в этом суть того, что хотели сделать, - "Монологом на лестнице" Василия Макаровича Шукшина. Его прочитали все артисты-участники и, прежде всего, Станислав Андреевич Любшин. Монолог, собственно, о том, что такое в России быть интеллигентным человеком. В понимании Шукшина интеллигент не просто человек в шляпе, но порядочный, который старается выверять свои поступки, в чьем сердце всегда неуспокоенность. Эти потрясающие слова и для меня лично были камертоном концерта. И вся музыка, которая звучала, была подобрана по принципу - не просто высокое имя и нота, но созвучие каждому в России. Например, "Русский вальс" Шостаковича. Даже не все знают, что он написал эту музыку, она как будто песня, хочется подпевать этим нотам, что мы и делали, кстати, на сцене со Станиславом Андреевичем... Мы специально разыскали местных жителей, в основном старшего возраста, которые могли бы принять участие в концерте. Пригласили представителей местной интеллигенции. Они вышли к нам на сцену, мы все вместе пели с Ильдаром Абдразаковым "Издалека долго течет река Волга...". И это тоже был сильный момент. Сергей Широков, режиссер концерта, с которым мы делаем "Синюю птицу" и все наши большие проекты, родом из Ивановской области. На концерте была его первая учительница, родители.
Как в известном выражении "тон делает музыку".
Дарья Златопольская: Мне кажется, что сейчас такой момент в целом, что душа лежит не к каким-то восклицательным знакам, а хочется просто теплоты и единения людей. Когда люди поют вместе, это особенно чувствуется. И не обязательно громкие хиты, а, может быть, простую душевную песню. Скажем, у нас Пелагея две песни исполнила. Она сказала нам: "Вы взяли из моего репертуара самые неизвестные, никто никогда не просит меня их петь". Но эти песни запали прямо в душу.
Еще обращало на себя внимание то, что в "Концерте над Волгой" старались привлечь и объединить разные поколения. Например, совсем молодые участники телеконкурса "Синяя Птица" и признанные мегазвезды - Юрий Башмет, Ильдар Абдразаков, Сергей Шакуров и другие.
Дарья Златопольская: И Пахмутова Александра Николаевна к нам приехала - это же вообще фантастика! Она сама родилась на Волге в Волгограде. Нам было важно, чтобы все почувствовали, что и девочка Настя Тюрина, которая играла на балалайке, и Александра Николаевна, и Светлана Захарова, и учительница в зале, и Шаляпин, и Рахманинов - все мы одной крови, есть что-то, что всех нас объединяет. И мы стремились найти именно этот общий знаменатель, что-то, в чем мы все согласны.
Можете раскрыть кухню такого концерта? Как долго его готовили? Как получилось так много техники привезти в Плес и разместить там? Как подобные мероприятия организовывать?
Дарья Златопольская: Такое мероприятие готовится несколько месяцев. Конечно, это очень длительный процесс, монтаж сцены длится неделями. Основная сцена на Соборной горе имеет очень необычную конструкцию. Только разработка проекта сцены - особый процесс - длилась несколько недель, потому что там есть как бы верхняя и нижняя палубы. Сцена - двухъярусная. Соборная гора холмистая, ее нельзя ни выравнивать, ни раскапывать, потому что это место - культурное наследие. Именно поэтому и сцена, и техника - все стоит на разных уровнях. И еще добавлены отдельные площадки. Рояль, на котором играет Иван Бессонов, - в одной точке, Светлана Захарова танцевала в другой, прямо над Волгой, казалось, что она парила над рекой. На двухуровневой сцене оркестр и часть участников сидели пониже, а другие музыканты и дети - участники "Синей птицы" - повыше, как бы на втором этаже, потому что к этому месту уже настолько высоко поднимается склон самой горы, что там просто невозможно такой высоты было сцену построить. Играть в таких условиях - почти фантастическая задача, и тут, конечно, надо отметить, что оркестр играл под управлением великого Юрия Башмета, который умеет преображать реальность одним взмахом, который дирижировал, управляя звоном четырех колоколен, и это было потрясающим финалом концерта!
Да, вы же еще задействовали колокольный звон.
Дарья Златопольская: Да. И в начале у нас был колокольный звон, и в финале мы исполняли "Благовест" Александры Николаевны Пахмутовой, который написан как раз для колокольного звона. И были задействованы колокольни четырех храмов, и все это нужно было объединить в прямом эфире: камеры соединяли все четыре колокольни с основной площадкой. Потому что колокола - это как раз тоже то, что отзывается в душе каждого, Рахманинов признавался, что колокольный звон вдохновлял его всю жизнь. Но не все решения были продиктованы техническими особенностями. Знаете, почему мы все, ведущие и артисты, сидели на сцене? Чтобы было как в теплой компании, чтобы чувствовать друг друга.
И как, снимая провинциальную, не столичную Россию, удалось избежать лубка?
Дарья Златопольская: Огромное спасибо за то, что задаете этот вопрос, тем самым и отмечая то, к чему мы очень стремились. Мы с командой все время говорили о том, что именно потому, что мы делаем концерт с посвящением русской провинции, это должен быть высший уровень искусства. Подлинное народное искусство не заигрывает, никому не подражает. Искусство не должно быть искусственным! Оно не покрыто лубочным глянцем. Вот, например, как Пелагея спела - получилась настоящая, высокая народная песня. То есть отбор проводился с такой точки зрения: именно потому, что мы делаем концерт в маленьком городе на Волге, все, что делаем, должно иметь высочайший знак качества, быть настоящим проявлением русской культуры. И Шукшин, и Шаляпин, и Тарковский - при всем своем несходстве - были настоящими, живыми, никогда не заигрывали с публикой. И именно их голоса звучали в нашем концерте вместе с голосами музейных работников, учителей и других жителей Плеса, которых мы пригласили на сцену, потому что это и есть наша культура.