27.06.2023 23:00
    Поделиться

    "Круг добра" стал шире: детей, которым помогает президентский фонд, с каждым годом становится все больше

    Фонд "Круг добра", созданный по решению президента России Владимира Путина для дополнительной к существующим госпрограммам помощи орфанным детям, подвел итоги своей работы в 2022 году. О них "РГ" рассказал председатель правления фонда "Круг добра", председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик, о. Александр Ткаченко.
    Благодаря фонду появилась возможность закупить даже не зарегистрированный в РФ лекарственный препарат.
    Благодаря фонду появилась возможность закупить даже не зарегистрированный в РФ лекарственный препарат. / PHOTOXPRESS

    Александр Евгеньевич, среди детей с орфанными заболеваниями обществу больше всего известны малыши со спинальной мышечной атрофией (СМА). Растет ли их число?

    Александр Ткаченко: Препараты, которые закупает фонд, позволяют детям с тяжелыми орфанными заболеваниями жить, дышать, двигаться, радоваться, быть детьми. Помощь им остается главной задачей и философией фонда, у "Круга добра" более 7300 подопечных с одним из уже 72 заболеваний. Для нас все одинаково важны, переживаем за всех.

    Дети со СМА - одна из наших самых больших групп, за 2 года мы обеспечили лекарствами 1225 детей со СМА. Для ее лечения существует три чрезвычайно дорогих лекарства, которые останавливают развитие заболевания. Фонд оплачивает любое из трех по назначению врачей. СМА вошла в программу расширенного неонатального скрининга, которую ведет Медико-генетический научный центр имени акад. Бочкова. Программа стартовала с начала 2023 года, всех детей в роддоме теперь тестируют на 36 наследственных заболеваний и их групп. Поэтому растет количество выявленных детей. Хорошо, что теперь точный диагноз начали ставить еще до появления симптомов и тем более до инвалидизации ребенка.

    Большинству вновь выявленных в ходе скрининга новорожденных со СМА врачи сейчас в принципе назначают генотерапевтический препарат однократного введения. С начала года скрининг позволил выявить почти 40 таких детей, на большинство из них уже поступили и одобрены заявки. Всего с лета 2021 года уже 170 детям был назначен лечащими врачами и одобрен экспертным советом фонда генотерапевтический препарат однократного введения на общую сумму более 17 миллиардов рублей.

    Увеличивается ли год от года бюджет фонда?

    Александр Ткаченко: Бюджет фонда, как известно, формируется из разницы между обычным и повышенным налогом на доходы физлиц. Повышенный до 15 процентов налог платится на доход свыше 5 миллионов рублей в год. В 2021 году вместо прогнозных 60 миллиардов рублей в качестве гранта в форме субсидии фонд получил 75 миллиардов.

    На 2022 год прогнозировались 78 миллиардов рублей, в итоге получено 148. Остаток средств находится на счете в Федеральном казначействе и подтвержден к использованию на те же цели. Однако с каждым годом мы обеспечиваем помощью все больше детей, расходы растут. Но экспертный совет "Круга добра" постоянно расширяет перечни заболеваний и закупок, видов оказываемой помощи. Нельзя допустить, чтобы через некоторое время фонд взял на себя полномочия, которые не сможет реализовать по причине снижения, например, налоговых поступлений или волатильности валюты. Вопрос стратегии дальнейшего развития фонда уже обсуждается в правительстве, в Министерстве здравоохранения России.

    Какие еще виды дорогостоящей помощи оказывает фонд?

    Александр Ткаченко: Помимо СМА, самые большие группы наших подопечных - дети с муковисцидозом, которые получают таргетные препараты, дети с первичными иммунодефицитами и туберозным склерозом. Наиболее многочисленная группа заболеваний, для лечения которых фонд приобретает дорогостоящие препараты, а также медизделия (раздвижные эндопротезы для детей с остеосаркомами) - онкологические. В конце мая начались первые операции по исправлению врожденного искривления позвоночника с применением индивидуальных металлоконструкций. Кроме того, фонд начал оплачивать уникальные виды кардиохирургической помощи. Экспертный совет одобрил уже 3 вида такой помощи, предложенные созданной при фонде рабочей группой детских кардиохирургов. На подходе еще несколько предложений, которые будут вынесены на экспертный совет. Кроме того, выполняя поручение президента России, созданная при фонде рабочая группа специалистов по реабилитации подготовила предложения по включению в перечни закупок технических средств реабилитации. Уже закупаются параподиумы (приспособления для реабилитации, позволяющие больным находиться вертикально и перемещаться с помощью балансировки телом. - Прим. ред.).

    Экспертный совет постоянно расширяет перечни заболеваний и закупок, а также видов помощи подопечным фонда

    С этого года средства, получаемые фондом, также направляются на закупки лекарств детям, которые получают их по программе высокозатратных нозологий (14 ВЗН). Это еще около 16 тысяч детей и закупки на сумму около 20 миллиардов рублей в год.

    Какие изменения внес фонд в систему лекарственного обеспечения в целом?

    Александр Ткаченко: Фонд дополняет существующие программы помощи детям с тяжелыми и редкими заболеваниями. Благодаря этому у российских врачей появилась возможность назначать им передовые и еще даже не зарегистрированные в России препараты, не обращая внимания на их стоимость. Важно, чтобы все врачи знали и об этих возможностях, и как можно больше - об орфанных заболеваниях, их симптомах, чтобы как можно раньше их выявлять и назначать лечение.

    Создание фонда, появление возможности закупать препараты для терапии орфанных генетических заболеваний стало стимулом для того, чтобы в 2023 году расширить программу неонатального скрининга с 5 до 36 заболеваний и их групп.

    Александр Ткаченко: Помощь детям остается главной задачей и философией фонда "Круг добра". Фото: РИА Новости

    Если раньше родителям приходилось выставлять свою беду напоказ, чтобы привлечь благотворителей и собрать деньги на лекарство, то сейчас некоторые не рассказывают о поставленном по скринингу диагнозе и полученном через фонд "Круг добра" дорогостоящем лекарстве даже близким родственникам.

    По данным МИА "Россия сегодня", в 2022 году количество сборов средств через СМИ снизилось на 83 процента. То есть работа фонда меняет не только систему лекарственного обеспечения, но и благотворительный ландшафт.

    Как организовано взаимодействие фонда с общественными пациентскими организациями и другими фондами помощи детям?

    Александр Ткаченко: "Круг добра" решает самую болезненную проблему - с обеспечением дорогостоящими лекарствами. Благодаря этому некоммерческие организации, пациентские сообщества, благотворительные фонды, которые работают с теми же пациентами, могут сосредоточиться на других видах помощи - юридической, психологической, адресной, информационной, а также на повышении уровня знаний врачей и т.д. Со своей стороны мы даже советуем семьям обращаться в пациентские организации, где очень хорошо знают об их нуждах, так как там объединены семьи, уже прошедшие длинный путь. Совместными усилиями с пациентским сообществом и НКО мы делаем помощь детям с тяжелыми орфанными заболеваниями комплексной и более эффективной. НКО и пациентские организации - наши партнеры и помощники, мы постоянно расширяем взаимодействие с ними и рассчитываем, что среди членов "Круга друзей" фонда будут НКО и пациентские организации, представляющие все заболевания из нашего перечня.

    Врачей и пациентов очень порадовало сообщение о том, что с декабря 2022 года фонд расширил свою помощь подопечным, которым исполняется 18 лет, на целый год. Будет ли продолжена эта практика?

    Александр Ткаченко: На встрече с президентом России 1 июня прошлого года я обратился к нему с просьбой дать фонду возможность продолжить обеспечение наших подопечных и после совершеннолетия по меньшей мере на год, чтобы регион смог заложить деньги для его обеспечения на следующий бюджетный год и обеспечить плавный переход во взрослую систему здравоохранения. Президент поддержал фонд, мы получили такую возможность.

    В 2022 году порог совершеннолетия перешагнули более 100 подопечных фонда, в 2023 году их будет уже 281. Как только ребенку исполняется 17 лет, мы предупреждаем регион о том, что у него вскоре появится взрослый пациент и нужно готовиться к его обеспечению необходимой терапией.

    Но со временем количество взрослых орфанных пациентов в каждом регионе будет расти, что потребует значительного увеличения финансирования. Как вы видите перспективы их обеспечения?

    Александр Ткаченко: С созданием фонда с региональных бюджетов была снята значительная нагрузка по обеспечению орфанными препаратами детей. За два с небольшим года фонд направил на эти цели уже 171 миллиард рублей. Чтобы сделать взаимодействие с регионами максимально эффективным, детализировать все процедуры, мы сейчас подписываем соглашения с главами регионов. Один из очень важных, с моей точки зрения, пунктов, отраженных в этих соглашениях, - обеспечение перехода бывших подопечных фонда во взрослую сеть, преемственность лечения. У фонда на этот счет нет каких-либо контрольных функций. Но мы видим, что сама постановка этого вопроса как важного и приоритетного для руководства региона меняет ситуацию в субъектах Федерации. Мандат самого фонда остается прежним: как записано в указе президента о создании фонда, цель деятельности "Круг добра" - реализация дополнительного механизма организации и финансирования медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.

    Не так давно поднимался вопрос о том, чтобы фонд закупал за рубежом костный мозг для пересадки детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями. Принято ли такое решение?

    Александр Ткаченко: Услуги российского регистра доноров костного мозга предоставляются пациентам бесплатно. Но не всегда есть возможность найти такого донора в границах одной страны, поиск доноров в зарубежных регистрах - нормальное явление. Экспертный совет фонда некоторое время назад принял решение, что фонд будет оказывать помощь в поиске, активации и доставке костного мозга и периферических гемопоэтических стволовых клеток из зарубежных регистров доноров костного мозга для детей с онкогематологическими, орфанными и другими жизнеугрожающими заболеваниями, нуждающихся в трансплантации костного мозга. Условие - отсутствие совместимого донора в отечественных регистрах, в том числе и полностью совместимого родственного донора. Но для реализации этой возможности требуется внесение изменений в некоторые нормативные акты. Мы продолжаем эту работу с Минздравом России. Уверен, в ближайшее время такие изменения будут внесены. А также изменения, которые позволят фонду реализовать еще одну возможность - создание неперсонифицированных запасов лекарственных препаратов, в том числе незарегистрированных.

    Препараты, которые закупает фонд, позволяют детям с тяжелыми орфанными заболеваниями жить, дышать, двигаться, радоваться - быть детьми

    Появились ли у вас заявки из новых регионов России - ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей?

    Александр Ткаченко: Да, и фонд уже реализовал заявки на обеспечение 23 пациентов из этих регионов. Пока в них системы здравоохранения еще только проходят стадию формирования, но пока заявки приходят, в основном, через Ростовскую область. Мы ожидаем, когда эти исконно российские регионы тоже будут подключены к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и смогут подавать заявки в фонд напрямую.

    Как быстро дети получают помощь после того, как поступает заявка от региона?

    Александр Ткаченко: По постановлению правительства региональному минздраву отводится 7 дней на подготовку заявки, еще 14 дней на то, чтобы заявка от региона была рассмотрена экспертным советом фонда. Но экспертный совет рассматривает заявки еженедельно, иногда собирается для этого и чаще. Бывает, возникают сложности, которые связаны с качеством заявок, присланных из регионов, когда мы вынуждены возвращать заявку на доработку. Мы надеемся серьезно продвинуться в решении этой проблемы, как раз подписывая соглашения с регионами. После рассмотрения экспертами и одобрения экспертным советом заключается договор на поставку. В нынешних условиях поставка занимает гораздо больше времени, чем хотелось бы. Но часть проблем позволит решить механизм, о котором говорил - возможность неперсонифицированных запасов препаратов на территории России.

    Как решается проблема нехватки специалистов по орфанным заболеваниям в регионах?

    Александр Ткаченко: Совместно с Российской медицинской академией непрерывного профессионального образования мы создали обучающий курс по основным орфанным заболеваниям, практическим вопросам обеспечения лекарствами детей с такими заболеваниями. Материалы по заболеваниям для врачей есть на нашем сайте. С помощью наших партнеров из некоммерческих организаций мы участвуем в организации региональных патронажей - выездов специалистов федеральных клиник в регионы для обмена опытом с региональными врачами.

    Ведет ли фонд прямые переговоры с компаниями-производителями лекарственных препаратов о снижении цен?

    Александр Ткаченко: Зарегистрированные препараты из перечня фонда по заявкам, одобренным экспертным советом, закупает федеральное казенное учреждение Минздрава России по Федеральному закону "О контрактной системе..." Незарегистрированные препараты фонд покупает самостоятельно. Мы ведем переговоры с производителями и поставщиками. Исходим из того, что лекарства для российских детей не могут стоить дороже, чем в других странах. Совместная с Федеральной антимонопольной службой России работа позволила снизить цену на препараты в среднем на 40 процентов от изначально заявленной и в среднем на 49 процентов ниже той, что была до создания фонда. В ходе переговоров с поставщиками и производителями, которые мы ведем совместно с ФАС, удалось сэкономить не менее 10 миллиардов рублей.

    Каковы ближайшие перспективы вашей работы? Будет ли расширяться спектр помощи детям?

    Александр Ткаченко: Мы трудимся для того, чтобы фонд становился уютным домом для всех орфанных детей. Очевидно, что будут появляться лекарства от новых орфанных заболеваний, будут расширяться и перечни заболеваний и закупок фонда. Мы начинаем закупку технических средств реабилитации. Будут расширяться и виды помощи - операции, которые сможет оплачивать фонд.

    Поделиться