Как Беларусь и Россия развивают единый рынок логистических услуг
Как известно, взаимодействие в рамках Союзного государства нивелирует эффект от западных санкций. Как происходит этот процесс в сфере логистики?
Наталья Киреенко: Выросли инвестиции в логистическую инфраструктуру, сократилось время пересечения границ и количество документов при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Еще одна тенденция - рост спроса на сборные грузы. Это обусловлено тем, что субъекты внешнеэкономической деятельности переходят к более мелким по объему и частым заказам товаров.
Идет работа по повышению эффективности биржевой логистики. Здесь активно действует Белорусская универсальная товарная биржа. Результативность проводимой работы подтверждает опубликованный Всемирным банком в 2023 году индекс эффективности логистики (LPI). Данный индекс не публиковался с 2018-го из-за пандемии. В 2023 году Беларусь заняла 79-е место и по сравнению с 2018-м улучшила положение на 24 позиции. У Казахстана - 79-е место, России - 88-е, Армении - 97-е, Кыргызстана - 123-е.
Наиболее высокие места Беларусь имеет по развитию инфраструктуры, связанной с логистикой и транспортом, эффективности процедур пересечения таможенных границ и соблюдении сроков доставки.
Какие новые маршруты поставок продукции открыли для себя Беларусь и Россия в последнее время?
Наталья Киреенко: На сегодня белорусским и российским партнерам удалось переориентировать цепочки поставок в сторону дружественных стран. Крупнейшим международным логистическим узлом для Беларуси и России стала Турция.
Появились и будут появляться новые маршруты и направления. Для экспорта своей продукции на внешние рынки Беларусь много лет использовала порты Литвы, Латвии и Украины. Через них же в страну попадала значительная часть импорта. Теперь фокус сместился на восточное направление. Все больше грузов идет в Россию и через нее в Китай. Наиболее популярными стали маршруты из Беларуси в Турцию, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Армению. При этом растет спрос на перевозки и в обратном направлении.
Специалисты отмечают устойчивый рост перевозок по всем маршрутам коридора "Север - Юг": по западному - через Азербайджан, по восточному - через Казахстан и Туркменистан и по транскаспийскому. В рамках западного коридора "Север - Юг" сегодня активно рекламируется еще один маршрут - из порта Санкт-Петербурга в индийский порт Нава-Шева.
У Беларуси есть большой интерес к российским портам. Какие возможности они открывают?
Наталья Киреенко: Сфера морских грузоперевозок в России сегодня - самая крупная и наименее адаптивная к изменяющимся условиям. На данный момент грузы из портов Китая могут доставляться в Россию через порты Дальнего Востока, Северо-Запада и Новороссийска. В свою очередь, в порт Новороссийска, помимо товаров из Китая, удобно доставлять грузы из Турции, стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока, Африки и Средиземноморья.
В то же время Беларуси необходимо строить и расширять собственные терминалы. Известно, что большое внимание Президент Александр Лукашенко уделяет строительству порта. Через него можно было бы экспортировать как удобрения, так и перегружать контейнеры. Сейчас изучается возможность его строительства в России. В настоящее время ведется работа по оценке эффективности реализации такого проекта.
Исходя из сложившейся на сегодня системы белорусской и союзной логистики, как, на ваш взгляд, она должна совершенствоваться в ближайшей перспективе?
Наталья Киреенко: На сегодняшний день логистическая сфера Республики Беларусь имеет достаточный производственно-технический потенциал для стабильного ее функционирования и эффективного использования при совместной работе с российскими субъектами.
При этом Россия остается главным направлением для белорусских перевозчиков. Она лидер по объемам как в одну, так и в другую сторону. Причем демонстрирует постоянный рост спроса. В настоящее время многофункциональный морской перегрузочный комплекс "Бронка", входящий в "Большой порт Санкт-Петербург", является базовым для перевалки грузов из Беларуси в России. Сторонами прорабатывается вопрос о передаче данного терминала в собственность Беларуси.
Также белорусское правительство ведет переговоры с Россией об участии субъектов хозяйствования нашей страны в каботажных автоперевозках. Принципиальные договоренности достигнуты, сейчас стороны обсуждают сроки вступления решения в силу.
Дальнейшее развитие логистической системы требует принципиально новых подходов, базирующихся на производственно-сбытовой кооперации, торгово-экономическом сотрудничестве и предусматривающих внедрение информационных и цифровых технологий по продвижению товаров на рынок. Все это будет способствовать укреплению национальной безопасности наших стран.