Унизительны не только уже твердо установленные условия допуска в качестве "индивидуальных нейтральных атлетов" без флага и гимна. Еще и полное отстранение от командных, смешанных соревнований. Полное "ату их, ату" по отношению к спортсменам ЦСКА и "Динамо".
Поражает цинизм: впервые в истории Олимпиад критерием допуска становится национальность. Если и было нечто похожее, то на Играх-1936 в Берлине. Там без всяких публичных объяснений руководители Третьего рейха запретили выходить на старт своим же спортсменам не арийцам и антифашистам, засадив для верности некоторых из них в лагеря.
Условия напридуманы предельно жесткие. Проверят политические взгляды каждого кандидата-россиянина. И если вначале казалось, что это сделать исключительно сложно, то старательные исполнители драконовских требований доказали: и это возможно. После проведенной "под микроскопом" проверки наших фехтовальщиков к стартам чемпионата Европы были допущены шесть человек. Но в последний момент сняли саблистку Валерию Кобзеву. Причина: ее запись в соцсети показалась "контролерам" подозрительной, возможно, и поддерживающей специальную военную операцию. Не лень было рыться, нанимать людей, знающих русский, а потом и отменить собственное решение о допуске. Без всяких сомнений, подобное может и даже должно случиться и при олимпийском политическом просеивании наших спортсменов на "годных" и "негодных".
Следуя рекомендациям МОК о возможном допуске российских (и белорусских) атлетов к международным соревнованиям, несколько мировых и континентальных федераций уже позволили нашим спортсменам выступить на чемпионатах мира и Европы 2023 года по боксу, тхэквондо, дзюдо, фехтованию, на состязании по теннису.
В боксе МОК решился даже вопреки собственным правилам делать все по-тихому, пойти на скандал. Международной ассоциацией бокса (IBA) руководит россиянин Умар Кремлев. И это единственный вид спорта, где мы выступали на чемпионатах мира среди мужчин и женщин с флагом и с гимном. Карательные меры последовали немедленно. IBA, уже лишенная права самостоятельно проводить боксерский олимпийский турнир в Париже, понесла новые потери. В нее, насчитывающей до начала политической травли, 203 национальных федерации, не признается МОК. А бокс, одна из старейших олимпийских дисциплин, не включен в программу Игр-2028 в Лос-Анджелесе.
В других же видах соревновались без флага и гимна как "нейтральные атлеты" со всеми ограничениями. В тхэквондо произошел случай, которого вот уж точно не знала спортивная история. Два наших олимпийских чемпиона Максим Храмцов и Владислав Ларин, не допущенные к стартам из-за принадлежности к "не тем" российским спортивным структурам, приехали в Баку поболеть за своих. И такая поднялась буря. Всемирная федерация тхэквондо, будто испугавшись своего же решения о допуске россиян, создала из этого целое дело. Специальная комиссия рассматривала это "нарушение", судила-рядила, какое право имели два чемпиона Олимпиады появиться на чемпионате. Выглядит смехотворно, но почему-то не до смеха.
Пока немало наших известных атлетов и спортивных руководителей высшего ранга склоняются к тому, что на бесправных условиях в Париж ехать не надо. Позиция не бесспорная, но она подкреплена весомыми аргументами. Главный из которых - сохранение собственного достоинства.
- Параметры и критерии допуска наших спортсменов абсолютно неприемлемы. Нейтральный статус - очевидная дискриминация по национальному признаку, нарушение базовых прав человека. По решению исполкома ОКР, недопустимо подписание каких-либо деклараций или противоречащих законодательству РФ политических заявлений на условиях МОК. И вообще, то, как были сформулированы рекомендации МОК, фактически означает принуждение наших спортсменов к отречению от Отечества, от своих товарищей по команде, - сказал глава ОКР Станислав Поздняков.
- При тех условиях, которые нам выставляют, лучше вообще не выступать, - солидарен с Поздняковым гимнаст Алексей Немов.
Жесткая позиция и у знаменитого хоккеиста, экс-руководителя российского спортивного сообщества Вячеслава Фетисова. "Такие рекомендации и условия, как у МОК, попирают спортивные принципы. Из пальца высосали какие-то предлоги, не имеющие отношения к спорту. У людей отобрали мечту, это попрание прав, общечеловеческих принципов. Надо же уважать законы стран, в которых атлеты тренируются", - приводит слова Фетисова ТАСС.
Век профессионального спортсмена короток, выступление на Олимпиаде и возможность завоевать золото - вершина карьеры. Игры проводятся раз в четыре года. Уходит в прошлое время, когда спортсмен мог поддерживать нужную для победы форму на протяжении двух, а то и трех циклов. Поэтому пропуск главного форума может стать личной трагедией для каждого конкретного атлета, как это уже было с Лос-Анджелесом-1984, куда в ответ на бойкот Московской Олимпиады наши по воле ЦК КПСС не поехали.
- Все-таки МОК в сложной ситуации сделал нам некоторый шаг навстречу, хотя явно пострадали представители командных видов спорта, - считает олимпийский чемпион Сиднея-2000 по теннису Евгений Кафельников, аккуратно намекая на то, что при любой возможности выступать в Париже россиянам надо, пусть и в нейтральном статусе.
Нам не в первый раз ставят подножки. Россияне уже выступали на Играх-2018 в Южной Корее как "Олимпийские атлеты" (OAR). Тогда нам "припаяли" истинные и большей частью мнимые допинговые нарушения. Статус, конечно, неполноценный. На зимние Игры кого допустили, а кого в последний момент и отстранили. Больше всех пострадали биатлонисты: стартовали лишь четверо. Зато золото выиграли фигуристка Алина Загитова и мужская хоккейная сборная. Ни флага, ни гимна не было, однако все ясно понимали, спортсмены какой страны поднимались на пьедестал.
Экс-чемпион мира по боксу Николай Валуев справедливо обращает внимание на то, что "юридически при возможности допуска мы не можем просто бойкотировать Париж-2024". Позиция Валуева такова: "Надо до конца пытаться соответствовать критериям, с которыми можем быть и не согласны. Хотя эти критерии надо оспаривать в судах. Если не поедем на Игры по ходу судебного разбирательства, это не будет считаться прямым бойкотом".
Вполне логично. Если МОК допустит до Парижа хотя бы часть наших атлетов, отобравшихся на Игры по спортивному принципу через систему квалификации, а мы ответим полным отказом, могут последовать, и даже наверняка последуют, новые санкции. И тогда возвращение в олимпийскую семью может затянуться на четырехлетний олимпийский цикл, а то и на два.