Что делать, если у пациента помимо онкологического диагноза - ряд тяжелых сопутствующих заболеваний? Как подобрать правильную стратегию лечения, если лечить нужно все и сразу? С такой проблемой часто сталкиваются онкохирурги: удаление опухоли обычно нужно производить как можно быстрее, но что делать - если, например, у пациента серьезные проблемы с сердцем?
Открытие в Онкоцентре имени Блохина отделения сердечно-сосудистой хирургии помогает справляться с такими проблемами на месте. Раньше онкологи вынужденно отправляли таких пациентов сначала подлечить сердце, и только потом - брались за хирургическое лечение рака. Теперь стало возможно проводить лечение комплексно, не теряя драгоценное время.
Одним из первых пациентов, который получил такую сложнейшую помощь, стал житель Ржева, 64-летний Александр Коновалов. К врачам он обратился из-за серьезных проблем с сердцем. И получил направление к кардиохирургу и предложение оперироваться - выполнить коронарографию и аортокоронарное шунтирование. Во время обследования при подготовке к операции у пациента обнаружили опухоль толстой кишки. Так Александр Коновалов оказался в НМИЦ онкологии имени Блохина.
"Наш пациент изначально готовился к операции на сердце - аортокоронарному шунтированию - по месту жительства, - рассказал "РГ" научный сотрудник отделения проктологии Онкоцентра имени Блохина Александр Анискин. - В ходе подготовки врачи обратили внимание на снижение гемоглобина, начали искать причину, и во время дополнительных обследований выявили опухоль толстой кишки. В итоге в операции на сердце пациенту отказали и направили разбираться с онкологическим заболеванием".
Благодаря тому, что теперь в онкоцентре есть отдел сердечно-сосудистой хирургии, многие пациенты получили возможность, не теряя времени, получать сразу и онкологическую, и кардиопомощь.
"Случай Александра Викторовича многократно обсуждали на консилиумах.Задача стояла сложная: отпустить пациента решать проблемы с сердцем, а уже после лечить рак? Но даже за короткий срок опухоль может стать неконтролируемой. Отложить решение сердечных проблем? Стенозы коронарных сосудов, пороки митрального клапана, постинфарктный кардиосклероз - на эти серьезные патологии невозможно закрыть глаза даже на время - Александр Викторович уже с трудом ходил и дышал. Симультанная (одномоментная) операция на кишечнике и на сердце тоже была рискованной. Кардиохирургический протокол предполагает прием кроверазжижающих препаратов, но антикоагулянтная терапия многократно увеличивает риск кровотечения при раке кишки. Мы ощущали себя так, словно держим в руках гранату с выдернутой чекой", - рассказал заведующий отделением сердечно-сосудистой хирургии Дмитрий Пузенко.
В итоге врачи решились пойти на многоэтапную операцию, когда кардиохирурги последовательно выполняют сначала операцию на сердце, и при благополучном интраоперационном течении хирурги-онкологи переходят к абдоминальному этапу - удалению опухоли толстой кишки.
Одно вмешательство, по сути, включило в себя пять операций - протезирование аортального клапана, реконструкция подклапанных структур митрального клапана, шунтирование передней нисходящей артерии, аутовенозное аортокоронарное шунтирование и, наконец, резекция сигмовидной и прямой кишки.
"В российской и мировой литературе упоминаний о схожих объемах хирургических вмешательств нет - так что наша операция уникальна и пока является единственной в отечественной и мировой истории медицины", - заключил Александр Анискин.
Сначала за работу взялись кардиохирурги - их этап длился восемь часов, операция проходила на открытом сердце с использованием аппарата искусственного кровообращения, который работал четыре часа - в это время сердце Александра Викторовича не билось. На абдоминальном этапе бригада хирургов-онкологов удалила опухоль и провела реконструкцию кишечника, обеспечив пациенту высокое качество жизни.
Сейчас пациент чувствует себя хорошо и проходит реабилитацию.