Правительство утвердило Стратегию развития беспилотной авиации

В России будет создаваться отечественная линейка беспилотных авиационных систем (БАС). Такая цель прописана в Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, которую утвердило правительство. Документ размещен на официальном портале правительства.
Александр Кряжев/ РИА Новости

Стратегия по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) является отраслевым документом стратегического планирования, определяющим развитие и формирование перспективного облика беспилотной авиации на долгосрочный период.

Она подготовлена в интересах развития широкого ряда высокотехнологичных отраслей, расширения инфраструктуры для безопасного применения беспилотных систем и наращивания кадрового потенциала в этой сфере.

"Ключевая цель - создание полноценной отрасли использования гражданских беспилотников и достижение технологического суверенитета в сфере их производства. Стратегией определены приоритетные направления развития беспилотной авиации, ежегодные целевые показатели, параметры рынка, перечень необходимых мероприятий. При этом доля российских БАС в общем объеме таких машин должна вырасти с текущих 22% до 70% к 2030 году и до 80% к 2035-му", - прокомментировал первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков.

В документе говорится, что Стратегией определены пять ключевых направлений развития беспилотной авиации. Первое касается стимулирования спроса на отечественные беспилотные авиационные системы. Второе - разработки и серийное производство таких систем, а также создание крупных производственных центров, обеспечивающих внедрение новых технологий при создании беспилотников. Третье подразумевает развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов. Четвёртое - подготовку кадров для беспилотной авиации. Пятое - фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем.

В Стратегии сказано, что с 2018 по 2022 год рост российского рынка в среднегодовом выражении увеличился на 27 процентов, опережая среднемировые темпы, что связано с эффектом низкой базы. Наибольший рост рынка беспилотных авиационных систем на уровне 150 процентов в год отмечен в 2019 году, что связано с упрощением порядка использования воздушного пространства для беспилотных воздушных судов по правилам визуальных полетов на высоте до 150 м.

К 2030 году число реализованных беспилотных авиационных систем на рынке Российской Федерации оценивается в более чем 180 тыс. единиц и порядка 200 тыс. единиц - к 2035 году. В денежном эквиваленте эти объемы соответствуют почти 200 млрд рублей и более чем 220 млрд рублей соответственно. При прогрессивном сценарии в 2030 году эти потребности на 75 процентов могут быть обеспечены российскими изготовителями по рассматриваемым сегментам, за исключением образовательных беспилотных авиационных систем.

Кроме того, детей будут обучать управлению беспилотниками. "Начинать введение граждан в сферу беспилотных авиационных систем возможно уже с младшего возраста в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. Таким образом, представляется целесообразным продолжать развивать систему дополнительного образования детей как начальную ступень в подготовке кадров для отрасли беспилотной авиации и создавать необходимую инфраструктуру во всех общеобразовательных организациях под эти цели", - говорится в документе. В Стратегии также сказано о необходимо создания крупных центров по разработке и производству беспилотных авиационных систем, что позволит значительно сократить путь от разработки до внедрения новых технологий в производство.

Базовый сценарий характеризуется стабильной ситуацией и ростом продуктового рынка беспилотных авиационных систем в среднем на 14 процентов в год. Ожидается, что наибольший рост объемов производства беспилотных авиационных систем будет достигнут в 2025 - 2027 годах. Прогрессивный сценарий предполагает усредненный 25-процентный прирост в период реализации Стратегии, а также повышение доли российских беспилотных авиационных систем в общем объеме российского потребления. Допускается вероятность организации экспортных поставок беспилотных авиационных систем в дружественные государства.

Ранее сообщалось, что российские беспилотники могут оснастить новой системой аварийного оповещения "ЭРА-ГЛОНАСС", которая изначально была разработана для малой авиации. По словам директора департамента цифрового развития минтранспорта Дмитрия Скачкова, система могла бы помочь удаленно идентифицировать беспилотники, чтобы отсечь те, которые появляются в небе нелегально. Он также рассказал, что с начала года среди беспилотников число нарушений выросло в 3,5 раза.