В первый день, когда между Белгородом и Шебекино возобновилось автобусное сообщение, на привычном месте около касс желающих ехать в приграничный районный центр было не так уж и много. "Наверное, еще никто не знает, что пустили транспорт, а то бы тут толпа собралась", - две дамы с объемными сумками ждали старта рейса. Одна ехала покормить кошек, вторая переживала за свой огород, и обе радовались: появилась возможность съездить в Шебекино, домой.
Время в дороге до приграничного города пролетело быстро. Те, кто не был здесь с той страшной ночи на 1 июня, когда взрывалось и горело все вокруг, признаются: "Боязно ехать. Что мы увидим сейчас..." Да только первое, что бросается в глаза в приграничном городе, по которому ВСУ круглые сутки выпускали тысячи снарядов, так это... розы: буйство красок и форм, аромат и отростки с новыми бутонами - как символ продолжения жизни. Это уже после видишь и разбитые фасады, и рухнувшие деревья, и обугленные здания, и разобранные кровли домов с зияющими чернотой пробоинами в стенах. Часть их уже огорожена строительными лесами, а около так пахнет деревянной доской, что настроение все равно улучшается.
"Мы приезжали сюда, - рассказывает одна из попутчиц. - Дело шло к вечеру, солнце садилось. Пустой и неестественно тихий город - ни машины, ни души на улице... Я почувствовала себя героиней фильма ужасов". Наш разговор прерывает дребезжащий рев газонокосилки, и женщина смеется: "Кто бы мог подумать, что я обрадуюсь этому звуку! Ой, да пусть он косит хоть круглые сутки!"
Около кирпичного дома на улице Свободы стоит грохот. Горы битых стройматериалов, стекла, обломки веток и прочего мусора подрастают благодаря нескольким женщинам.
Татьяна Кривошей, Оксана Гусева и Алена Песоцкая машут сначала совковыми лопатами, потом щетками: очищают разбитый дом и тротуар рядом. Ни одна из них не работает в строительной фирме, которая занимается восстановлением жилья.
"Я продавец в обувном магазине, - рассказывает Оксана Гусева. - А здесь работает муж, я помогаю ему. А как иначе? Мы же все шебекинские". Женщины, не прерывая работу, рассказывают о самых страшных днях, когда город бомбили непрерывно и неустанно. Татьяна Кривошей вспоминает, что в эти моменты и ее супруг, и она думали только о том, что родной Шебекино надо спасать уже сейчас. "Мы понимали, что, если где-то прилетело в дом или рядом, надо ехать и закрывать окна. Хоть пленкой, хоть фанерой, - говорит она. - Дождь, ветер, мародеры - от этого всего нужно было сразу же защитить жилье. Люди ведь ничего не брали с собой: бежали в чем были. А имущество все попробуй купи заново". Сотрудница фирмы Виктория Ядвейчук добавляет, что во многом такая оперативность волонтеров-строителей и позволила сохранить множество квартир в эти дни. Теперь же, когда люди потянулись в город, процесс восстановления будет ускоряться с каждым днем.
В центральной районной больнице - похожее настроение. Пока строители трудятся над разбитым снарядами фасадом и меняют окна, медики ждут пациентов. "А-а-а-а, так вы журналист, - разочарованно тянут в регистратуре. - Мы-то уже пациентов ждем! Может, вам тоже чем-то помочь?"
Впрочем, главный врач Олеся Нестеренко рассказывает, что уже в первое после возобновления работы утро к медикам пошли люди. И не только сдать анализы, получить консультацию или направление к узкому специалисту в том числе в облбольницу.
"Пришел паренек - нужна справка для поступления в вуз. Конечно, он пройдет медосмотр. Жизнь продолжается", - с улыбкой говорит врач.
Старшая медсестра отделения общей врачебной практики Марина Ничикова рассказывает о том, что больница не успела начать свой первый рабочий день после обстрелов, как пациенты стали не только приходить в поликлинику, но и звонить, оформлять вызовы на дом.
- Вот после приема поедем к пациентам, - говорит Марина Ничикова. - Рабочий график восстанавливается.
Никто из медиков не уехал из города даже в самые страшные дни. Ведь помощь людям, которые точно так же остались на малой родине, могла потребоваться в любой момент. Главная медсестра Валентина Криковцова напоминает: это же миссия медика - помогать людям в любой ситуации. Даже с риском для собственной жизни и здоровья.
Шебекинцы спешат вернуться домой. В местном супермаркете люди забивают тележки продуктами. В очереди на кассе только и слышится: "Вы дома? А вы?" Только вот не все могут ответить утвердительно.
В целом в Шебекино и Новой Таволжанке 78 индивидуальных и два многоквартирных дома не подлежат восстановлению, еще десятки квартир и домов предстоит отремонтировать после попадания снарядов, пожаров и взрывов.
Строительные леса вокруг многоэтажек, торговых точек, центральной районной больницы... Пока большая часть строителей демонтируют сгоревшие или перебитые конструкции. Студент Шебекинского техникума промышленности и транспорта Максим Свириденко тоже работает наравне с опытными мастерами. "Сейчас все, что пришло в негодность, выбросим и сделаем новую крышу, - показывает он на один из домов, где снарядами разбило кровлю. - Все будет быстро. Надо только немного потрудиться, и город начнет жить".
Сам Максим до начала строительных работ волонтерил: кому воду, продукты привезти, кому покормить животных... "Я просто понял, что не могу все бросить и уехать, - говорит он теперь. - Да, было страшно. Потом, когда не стало электричества, воды, - очень тяжело. Но я думал так: надо просто не унывать. И в один из моментов смотрю: интернет заработал! Ну, думаю, все: жизнь налаживается".