На не так давно прошедшей в Санкт-Петербурге специализированной конференции Ассоциации транспортных инженеров работа общественного транспорта Перми была признана лучшей в России. Впереди только Москва и сама Северная столица. В ходе транспортной реформы в краевом центре были введены новые способы оплаты проезда - картой или с помощью QR-кода. Это очень удобно для пассажиров - больше не надо отсчитывать мелочь в трамвайной или автобусной суете, ждать кондуктора либо проталкиваться к водителю, чтоб получить билет. Кроме того, в Перми постоянно обновляется транспортный парк. На маршруты выходят новые низкопольные автобусы, не так давно прибыл очередной трамвай марки "Львенок".
Однако после того как исчезли кондукторы, появилась проблема с оплатой проезда. По данным городского департамента транспорта, раньше без билета ездили примерно шесть процентов пассажиров, сейчас их количество увеличилось до 21%. Естественно, бюджет Перми теряет часть доходов. Городские чиновники и депутаты пытались найти выход из этой ситуации. Но 85 контролеров, проверяющих оплату проезда, с безбилетниками не справились.
И в Перми начался очередной эксперимент, цель которого - сокращение числа зайцев. Появились мобильные кондукторы. Они работают на разных маршрутах и, зайдя в салон, предлагают оплатить проезд тем, кто по каким-то причинам не сделал этого вовремя. Но практика показывает, что безбилетники попросту убегают от мобильных кондукторов. Были предложения закрывать двери, чтоб не дать им скрыться и заставить купить билет. Однако это приводит к задержке движения и вызывает обоснованное недовольство честных пассажиров.
- Мобильные кондукторы проработали всего месяц, - говорит начальник департамента транспорта Перми Анатолий Путин. - Есть динамика роста, корректный результат можно будет подвести после длительного периода проведения эксперимента.
Выход из сложившейся ситуации пока не найден. Контролеров мало, и зайцы чувствуют себя вольготно. Депутат городской думы Наталья Мельник предложила ставить при входе в автобус или трамвай турникеты. То есть в салон пассажир не сможет пройти, пока не оплатит проезд. Очевидно, депутат Мельник давно не ездила в общественном транспорте и не знает, что вход через переднюю дверь, где и предполагается устанавливать турникеты, довольно узкий. Возникнет давка, и опять пассажиры будут недовольны, особенно те, кто добросовестно оплачивает проезд. Поэтому в департаменте транспорта идею с турникетами сразу отвергли, сославшись на неудачный опыт других городов. Депутат Арсен Болквадзе предложил повышать платежную дисциплину с помощью социальной рекламы. Но как подобные призывы будут воздействовать на зайцев, совершенно не ясно. К тому же такие видеоролики постоянно демонстрируют на экранах в автобусах и трамваях, а безбилетников меньше не становится.
- Мы не можем вернуть кондукторов, - заявил Анатолий Путин. - Просто нет желающих этим заниматься. К тому же на зарплату и прочие связанные с кондукторами расходы потребуется порядка миллиарда рублей в год.
Пермские транспортники рассчитывают на то, что контролеры штрафами в 2,5 тысячи рублей все же заставят безбилетников оплачивать проезд. Возлагают в департаменте надежды и на мобильных кондукторов. Возможно, и они помогут переломить ситуацию. Но больше всего Путин полагается на добросовестность пермяков. И верит, что со временем зайцев все-таки станет меньше.
Цифра
5,4 тысячи безбилетников оштрафованы с начала года в Перми.
Кстати
В этом году на трамвайные маршруты в Перми выйдет 29 новых вагонов. Два из них уже прибыли в краевой центр.
Между тем
На улицах Перми уже осенью появятся 16 электробусов. Обошелся новый подвижной состав в 751 миллион рублей, зарядное оборудование - в 81 миллион. Электробусы будут обслуживать новый маршрут N 81 "улица Сапфирная - станция Пермь II".