- Российская киноиндустрия уже начала планомерное восстановление, - отметил генеральный директор крупной кинокомпании Вадим Верещагин на тематической сессии ПМЭФ. - Между двумя самыми кассовыми фильмами выходили и другие картины, которые тоже собирали большую кассу. Мы сейчас боремся именно за этот основной объем, ради которого зритель стабильно ходил в кино. Проблема в том, что фильм нельзя снять за три месяца или даже за полгода. Поэтому новые картины появятся только осенью.
Тем временем свой вклад в создание контента вносят не только московские студии-гиганты. В целом ряде регионов снимают свое кино либо активно помогают в этом съемочным группам из столиц. Например, Якутия уже вышла на третье место по производству фильмов после Москвы и Петербурга. На то, чтобы добиться этого, региону понадобилось 30 лет мощной поддержки отрасли. Сейчас там собираются строить современный кинопавильон с крупнейшим в России залом для виртуальных съемок.
Арктические регионы особенно привлекательны для кинематографа, поскольку там много прекрасных локаций, отмечают специалисты. В Мурманской области этим летом идут сьемки сразу восьми проектов - как местных фильмов, так и больших сериалов, которые покажут на стримингах. Если в советское время в регионе ежегодно снимали полторы картины, то теперь - 15 в год. Кинематографистам устраивают локейшен-туры по Заполярью с показом лучших мест для съемок и дают рибейты из регионального бюджета - компенсации 30 процентов расходов, понесенных на территории области.
Продюсеры сходятся во мнении, что снимать в Арктике дорого и хлопотно, поэтому без поддержки им не обойтись. Главные проблемы - транспортная недоступность, отсутствие инфраструктуры и кадров. Порой на месте просто не хватает гостиниц, чтобы разместить большую съемочную группу. Именно по этой причине экранизацию романа северного писателя Федора Абрамова "Братья и сестры" снимали не в его родной Архангельской области, а в Тверской.
- Конечно, современные технологии позволяют обойтись без натурных съемок. Но все-таки хочется снимать Арктику в Арктике, - говорит продюсер фильма "Территория" Антон Мельник. - Однако 99 процентов ее площади находится далеко от населенных пунктов. Это всегда очень сложная логистическая история. Для съемок "Территории" мы вывезли группу из 150 человек в автономные лагеря на плато Путорана, они жили там два месяца. Пришлось задействовать вертолеты, аренда которых стоит больших денег.
Кинематографистов очень заинтересовало появление ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс", способной вмораживаться в лед и дрейфовать. Сегодня в России вообще нет большой водной студии, а это ключевой инструмент инфраструктуры кинематографа. По словам Антона Мельника, хорошо было бы построить плавучую арктическую киностудию - судно для доставки съемочных групп в высокие широты в разное время года. Но такой проект требует больших вложений, которые не потянуть даже крупным компаниям.
Сейчас в северных регионах снимается новый проект для онлайн-кинотеатров - "Челюскин". В поисках локаций его создатели объездили почти все арктические регионы. Остановились на более доступной Северо-Западной Арктике, но там начались проблемы: в Поморье при строительстве декораций на ледовой поверхности утонул трактор, не выдержал лед и в Мурманской области. А работа в более дальних регионах вроде Чукотки сильно усложняет логистику кинопроцесса.
- В итоге мы выбрали комбинированные съемки на натуре и в павильоне, - отмечает режиссер Степан Коршунов. - Досадно, что не получается пользоваться только реальными локациями. Но невозможно держать всю группу "на приколе", чтобы дождаться, например, северного сияния. С другой стороны, новые технологии позволяют показать все состояния Арктики. Мы даже придумали термин "регулируемая Арктика", когда мы сами создаем пургу, мороз и все, что требуется.
У натурных съемок есть и негативная сторона - воздействие на хрупкую северную природу. В Мурманской области рассчитали углеродный след от съемок одного полнометражного фильма: получился 51 килограмм эквивалента диоксида углерода.
- Более 70 процентов этого воздействия приходится на транспорт, который доставляет к месту съемок специалистов и оборудование, - поясняет руководитель центра кинопроизводства Мурманской области Светлана Солдатова. - А значит, для снижения нагрузки на окружающую среду надо развивать региональный кинобизнес и готовить местных специалистов в этой сфере. Мы пошли именно по этому пути.
Десять лет назад на съемках фильма "Левиафан" в Мурманской области 99 процентов участников съемочной группы были из Москвы и лишь один процент - местные. А при создании "Заполярного вальса" в 2022-м доля региональных специалистов составила уже четверть. Сегодня над некоторыми проектами крупных студий трудится до 80-90 процентов мурманского персонала.
В результате в субъектах РФ появляется киноиндустрия - полноценная отрасль креативной экономики. А все вложения окупаются доходами от увеличения турпотока в регион, ставший узнаваемым благодаря кино.
Пионером в предоставлении кинорибейтов стала Калининградская область, где эта система заработала в 2017 году. Заявки рассматривает региональная кинокомиссия, отказов практически не бывает. Сначала кинематографистам компенсировали 20 процентов затрат. Сегодня они могут получить и 40-процентный кешбэк, если фильм вышел в широкий прокат, участвует в фестивалях и так далее.