Поделиться

Мурманский морской рыбный порт нуждается в модернизации

Продолжающиеся санкции поставили Федеральное агентство по рыболовству перед необходимостью переориентировать поставки краба, добытого в морях Северного бассейна. Груз придется везти не только с востока на запад, как было раньше, но и с запада на восток, сообщил глава ведомства Илья Шестаков на ПМЭФ-2023. После того как для российских краболовов были закрыты порты США, основным рынком для реализации крабовой продукции Северного бассейна становится Китай. Предстоит построить пять новых объектов портовой инфраструктуры, в число которых войдут два объекта в Северном бассейне.

- Сейчас мы готовим большую инвестиционную программу: надо связать Мурманск и Владивосток, - заявил Илья Шестаков. - Пять инфраструктурных объектов, которые будут построены, позволят выстроить и закольцевать эту логистику.

Кроме того, в этих условиях возрастает роль Мурманского морского рыбного порта (ММРП), который остро нуждается в обновлении и недавно был национализирован. В начале июня сменился его руководитель - на эту должность назначен Александр Громов, ранее возглавлявший Приморское территориальное управление ФАР. До конца июня будет подготовлен план модернизации порта. По словам Ильи Шестакова, начать предполагается с его инвентаризации, поскольку прежние собственники "много чего вывели из его активов".

"РГ" уже сообщала о том, что во время своего визита в Мурманск летом 2021 года глава Росрыболовства Илья Шестаков назвал состояние порта "достаточно плачевным" и подчеркнул, что его инфраструктуру необходимо приводить в порядок. Тогда управляющий портом Олег Креславский возразил, что многие портовые причалы действительно не только нуждаются в реконструкции, но уже выведены из эксплуатации, однако именно эти причалы в 2018 году решением Росимущества были переданы ФГУП "Нацрыбресурс" и с тех пор почти не ремонтируются.

- Состояние порта действительно можно назвать плачевным, - отметил в беседе с корреспондентом "РГ" председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов, который с 2022 по 2004 год занимал должность заместителя начальника ММРП по эксплуатации. - Дноуглубительные работы у причалов не проводились много лет. Например, крупнотоннажное судно, которое могло ошвартоваться в порту во времена СССР, сегодня туда уже не поставишь. Причалы, электро- и парохозяйство, водопроводные сети, котельная не видели капитального ремонта много лет. Разрушающееся портовое хозяйство требует постоянных поддерживающих ремонтов, стоимость которых вешается "на стрелу" - то есть включается в тариф по обработке грузов. В итоге за три последних года стоимость перевалки груза в ММРП выросла в три раза и стоит дороже, чем в Лондоне.

Составление реального плана модернизации порта потребует больших усилий, времени и немалых расходов, а значит, необходима ясность с источником финансирования. В частности, проектирование комплексного развития Мурманского транспортного узла потребовало нескольких лет работы проектных организаций. Стоимость проектно-сметной документации может составлять проценты от стоимости подобного проекта. В случае с Мурманским морским рыбным портом требуется не менее масштабная работа. Кроме того, предстоит формировать грузовую базу под крупнотоннажные суда. Порт необходимо делать многопрофильным, это позволит ему гибко реагировать на запросы грузоотправителей.

Следует также уменьшить административную нагрузку на рыбаков, приводящих свои суда в мурманский порт. По словам Валентина Балашова, рыбакам-прибрежникам после прихода в порт до сих пор приходится перевешивать свой груз, тратя на это значительное время, неся дополнительные расходы. Во многом именно поэтому до санкций очень многие рыбопромышленные компании предпочитали разгружать свои суда в порту Киркенес, где их обслуживали гораздо оперативнее.

Разрушающееся портовое хозяйство требует постоянных поддерживающих ремонтов

Кроме того, портовую инфраструктуру невозможно развивать в отрыве от судоремонта. Опрошенные корреспондентом "РГ" эксперты сходятся во мнении, что судоремонтную отрасль в Мурманске необходимо фактически создавать заново. Как отмечалось в ходе ПМЭФ, пока большинство судовладельцев обслуживаются на территории других регионов и стран, что приводит к потерям промыслового времени и росту расходов на услуги судоремонтников. Правительство Мурманской области совместно с компанией ГТЛК планирует создать в регионе судоремонтное предприятие по типу кластера, которое будет обслуживать рыбопромышленные фирмы и транспортные компании, работающие на трассе Северного морского пути. Как сообщил генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих, проектирование объекта предполагается начать в 2023 году и завершить в 2024 году, после чего начнется строительная фаза.

Прямая речь

Илья Шестаков, руководитель Федерального агентства по рыболовству:

- Мы столкнулись с проблемой перевалки рыбных грузов. Согласно законодательству, вся рыбная продукция, даже выловленная в экономической зоне России, за пределами 12-мильной зоны, должна прийти в порт для прохождения оформления или перегрузки. Необходимо создавать специализированные рыбные порты, причем они нужны не только для перевалки, так как европейцы закрыли весь судоремонт. Нам нужно создать точку притяжения в Мурманске для того, чтобы рыбак комплексно мог обслуживаться: не только улов выгрузить, но еще и сделать судоремонт, пополнить запасы. Для этого в рамках механизма инвестиционных квот мы планируем реализовать в Мурманске комплексную программу. Есть два потенциальных инвестора.