Но сейчас наступает новый этап, когда людям нужны не только хлеб, вода и участие. Не оскудеет рука дающего, но время даров и подарков не может быть вечным. Пострадавшим нужно как можно быстрее адаптироваться к новой жизни, стать полноправными гражданами России и суметь найти в ней свое место, чтобы жить дальше.
Наиболее трудно приходится самым незащищенным - людям больным, семьям с маленькими детьми, которым порой и уцепиться просто не за что. Как это произошло с семьей Татьяны Кишка из Мариуполя.
О ней социальный предприниматель Дмитрий Бочкарев узнал из рассказа волонтеров. История пронзила его, прежде всего, своей безысходностью.
В 23 года у матери двух славных ребятишек Татьяны Кишка случился инсульт. Так бывает. Беда не приходит одна: осенью 2021 года после падения - перелом бедра и шейки бедра. Сложнейший многоскольчатый перелом. Операции не помогли, Татьяна не встает с кровати. Не выдержав тягот, умерла свекровь. А 5 марта 2022-го погиб муж Николай. В те дни на Мариуполь шли вээсушники, и люди бежали, потому что после обстрела нацисты ходили по домам мародерствовать и добивать раненых. Татьяну решили оставить дома - не было времени на организацию транспортировки. Забросали бельем, одеялами, тряпками - солдаты действительно вошли в дом, но, к счастью, ее не заметили.
А в это время в дом, где прятался муж с детьми, прилетел снаряд. Николай получил травмы, несовместимые с жизнью. Дети, к счастью, уцелели.
Живут теперь осиротевшие дети и Татьяна в частном доме на окраине Мариуполя. Он давно без ремонта и без мебели. Шкафами и столом закрывали выбитые окна. Крыша посечена осколками. Бойлер пробит изнутри. Таким дом застали волонтеры из Таганрога в первый свой приезд, в марте этого года. Что делать, никто не знал. Мало того, прознав про ситуацию, служба опеки хотела забрать детей. Когда люди в первый раз сталкиваются с такой ситуацией, поначалу в шоке, никто не может остаться равнодушным. Сочувствуют, переживают, обещают помочь. Но после первого визита многие исчезают. Ведь "быстро и победно" здесь не поможешь. Да, привезти еды, медикаментов. Это делают все. Есть и такие, кто хочет лишний раз попиариться на ситуации, появляясь с "дарами" и тут же исчезая насовсем. Самое трудное - помочь по-настоящему. Притом что сама Татьяна отчаялась что-либо предпринимать.
Дмитрий Бочкарев решил взять семью под свой патронат. Он предприниматель, у него сеть клиник "Мастер-Слух", которые помогают реабилитировать слабослышащих людей. А чтобы иметь возможность помогать тем, кто находится в сложной жизненной ситуации, организовал благотворительный фонд "Слышать жизнь".
- Здесь нужна кропотливая, трудная, порой нудная работа. Нужно каждый день делать шаг к своей цели, пусть даже маленький, - говорит Дмитрий Бочкарев. - Этой семье можно помочь. И не подачками, а серьезно, на уровне Минздрава РФ, органов власти.
Так, он со своими коллегами добился, чтобы паспорт Татьяна Кишка получила дома. Осложняло дело то, что прописана она в другом районе. Простую, казалось бы, справку о составе семьи выправляли в несколько этапов. Очереди в паспортный стол, вызов клерков на дом, поиск трех свидетелей-соседей. Привозили нотариуса, фотографа для фото на паспорт РФ, сотрудников миграционной службы. И так буквально с каждым документом. Большую часть этого груза взяла на себя старшая медсестра сети Татьяна Вахрамеева. Коллеги помогают: кто-то ездит на генеральную уборку в доме, кто-то - звонит и пишет по инстанциям, от ростовского минздрава до столичных федеральных центров - ищут возможности обследовать, лечить, поставить на ноги... С помощью фонда купили и привезли детям одежду, кроссовки. В спальне поставили двухъярусную кровать, на кухню - стол, шкаф. Установили новый унитаз, смесители, купили бойлер.
Шаг за шагом удается продвигаться вперед. Татьяна получила паспорт. За ним - страховой полис и СНИЛС. Детям оформили российское гражданство. Следующий этап - выправить пенсию по потере кормильца. У человека, который пять лет не встает с кровати, нет ни инвалидности, ни пенсии, ни пособия на детей. Все данные о заболевании ушли вместе с украинскими базами. С помощью фонда провели КТ-исследование бедренной кости, рентгенографию.
Впереди еще много работы. Чтобы реально поставить Татьяну на ноги, нужно сделать эндопротез по индивидуальным меркам. Установка такого эндопротеза возможна только в федеральных медицинских центрах. Чтобы доставить Татьяну туда, потребуется спецборт санавиации. Нужны средства для самой операции и для реабилитации. И на это время важно пристроить и детей. Но, если все больше людей подключатся к решению этих проблем, они обязательно будут решены, и молодая женщина встанет на ноги и сумеет вырастить своих детей.
Пришла хорошая новость. Татьяну Кишка положили в больницу, где она пройдет полное обследование, получит консультации специалистов. После этого появится возможность оформить инвалидность. И здесь сработало "правило пяти рукопожатий": заведующий травматологическим отделением ГБУ "Больница интенсивного лечения Мариуполя" Александр Игнатов вник в ситуацию, о которой ему рассказали волонтеры фонда "Слышать жизнь", и тоже решил помочь беспомощной женщине. А пока она будет проходить обследование, ее дети поедут в лагерь в Крым: фонд также помог оформить путевку и собрать документы. И на этом не останавливается: отправлено обращение в самые высокие инстанции с просьбой оказать помощь мариупольской семье.