Разумеется, речной транспорт для Москвы - сам по себе не диковинка. Речные суда в качестве городского транспорта курсировали по Москве еще 100 лет назад. Пика популярности они достигли с 1937-го по 1941 год: за сезон навигации перевозили по 5 млн человек. На 1960-1970-е годы пришелся еще один расцвет регулярных перевозок, в 1990-е, естественно, почти все было уничтожено.
Конечно, и до запуска речных трамваев река не пустовала: например, круглогодично работает экскурсионный флот "Рэдиссон", а летом вдоль берегов исторического центра каждый день провозят экскурсии и банкеты. Но это не столько общественный транспорт, сколько развлечение. А новые электроходы призваны сочетать в себе обе эти функции. Насколько это получилось, проверили на своем опыте.
Первый маршрут речного трамвая город ждал чуть ли не год. Реализация проекта совпала с беспрецедентной санкционной кампанией Запада. А многие комплектующие изначально были иностранными. Потребовалось время, чтобы все "импортозаместить". И вот мы уже в ожидании посадки на новый вид московского транспорта.
Отправляемся на стартовую точку маршрута, к причалу "Сердце столицы". Добраться туда со стороны центра проще всего на МЦК - от станции "Шелепиха" километр пешком. И вот она, главная городская река. На набережной развернута стройка, как это всегда бывает в Москве в пору благоустройства. И хотя зона отдыха еще толком не готова, причал функционирует. Около него - очередь из нескольких десятков страждущих речного путешествия. На борт за один рейс электроход берет только 50 человек, потому народу и приходится ждать. Благо рядом есть магазины, где можно поесть. Да и сами путешественники, устав от стояния под полуденным солнцем, постепенно разбредаются.
А вот "Синичка", напротив, подходит к берегу. Судно названо так в честь одной из малых рек города, такой же принцип применен и в названиях других электроходов. Особенно в этом плане интересна "Филька": уверен, что большинство москвичей впервые слышат о такой реке. Швартуется электроход задним ходом. В этот момент плавучий причал слегка покачивается. На борт судна можно попасть через стеклянные турникеты: они чем-то похожи на метрополитеновские, однако стиль более смелый. Пройти на момент нашего путешествия можно было бесплатно, а вообще прогулка стоит 150 рублей в будни и 300 в выходные. Платить можно банковской картой, "лицом" и "Тройкой": по тарифу "Кошелек" либо по безлимитке на 90 и 365 дней. В последнем случае проезд бесплатный.
Что приятно удивляет, "Синичка" и ее "сестры" действительно работают именно как транспорт: за судами можно следить, как за трамваями в приложении "Московский транспорт", и ходят они каждые 20 минут. Столько же времени надо, чтобы добраться от одного причала до другого. Правда, не все они еще работают. На пути от "Сердца столицы" до "Киевского вокзала" - шесть остановок. Некоторые из них вполне бы могли претендовать на статус лайтового ТПУ. Например, от "Кутузовского" до метро пешком всего 9 минут. Ну а кто катался по реке от Киевского вокзала, знает, что тут путь до подземки от реки занимает буквально пару минут.
На борту работает кондиционер, но из-за солнечной погоды все равно душновато. Многие пассажиры рассчитывали увидеть открытые палубы, но ведь транспорт-то этот собирается работать и зимой, потому только общая крытая кают-компания. В пути можно поразглядывать башни "Сити" через панорамные окна, зарядить телефон, как в автобусе. А в отдельном закутке - туалеты и кулер с бесплатной водой.
Власти Москвы намерены в ближайшие месяцы открыть все причалы первого маршрута, и тогда он будет доходить до "Филей". Казалось бы, этот же путь можно проделать и на метро, и на магистральном автобусе. Однако для тех, кто никуда не спешит, этот новый транспорт поменяет стратегию поездок по западу мегаполиса. Кроме того, речных маршрутов со временем будет становиться больше, и тогда аквабусы, как их уже прозвали в соцсетях, смогут стать настоящей альтернативой другим видам транспорта.