Михаил Евгеньевич, давайте вначале определимся, что вообще относится к креативным индустриям?
Михаил Кузнецов: Дело в том, что в мировой практике нет единого подхода к определению КИ. Каждое государство действует самостоятельно с учетом специфических особенностей. Например, во Франции официально включена в список креативных индустрий гастрономия. Исторически сложилось, что там шеф-повар - творец. В России сферы КИ жестко не зафиксированы, их перечень является открытым. В отличие от других стран у нас не выделены в явном виде виноделие и та же гастрономия, содержание ботанических садов и зоопарков, спорт, производство парфюмерии и косметики. Но мало-мальски общее определение "для всех" дать можно: креативная индустрия относится к творческой, культурной активности - интеллектуальной деятельности, которая создает товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, обладающие экономической ценностью и обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни.
Как показал недавний фест-форум "Российская креативная неделя" во Владивостоке, у очень многих подобных отраслей есть потенциал в России, в том числе в ДФО. Среди них - ювелирный сектор, мода, дизайн, кинематограф, IT.
Кроме того, креативные индустрии взаимосвязаны и возникают на стыке традиционных отраслей, например, медицины и инженерии. Новизна и уникальность являются конкурентными преимуществами, они обеспечивают более высокую добавленную стоимость продукта. Это важно, ведь в традиционных нишах сложились большая конкуренция и низкая доходность. А их объединение создает новые решения.
Раз уж мы заговорили о гастрономии… Если я зашла пообедать в заведение общепита, это будет считаться прикосновением к креативной индустрии?
Михаил Кузнецов: В столовую советского типа? Стандартный стол, стул, поднос со стандартной едой? Или, например, в ресторан в средневековом стиле, где над интерьером поработал талантливый дизайнер, а меню создает уникальный шеф-повар? В столовой вы заплатили триста рублей, поели и пошли дальше. В ресторане отдали намного больше, но послушали музыку, побывали в необычной атмосфере, насладились блюдами-шедеврами. Вроде результат один и тот же: вы поели, но заведения принадлежат к разным индустриям. Во втором случае мы говорим об экономике впечатлений, которая позволяет по-другому воспринимать существующие продукты и создавать совершенно новые с уникальными свойствами и высокой добавленной стоимостью.
"Востокгосплан" опубликовал исследование, в котором отмечается высокая занятость в сфере креативных индустрий в ДФО - 9,1 процента общей численности в экономике при низкой результативности (1,9 процента выручки и 0,6 - прибыли). О чем это свидетельствует?
Михаил Кузнецов: В какой-то степени о том, что эти сферы только формируются и в силу слабости функционируют преимущественно в "теневом" секторе. Есть и другие очевидные причины. Если ты выходишь на небольшой рынок Дальнего Востока, эффект может быть меньше ожидаемого. Например, это всегда будет характерно для ресторана, если он не сетевой. А вот в дизайне и ювелирном деле вполне достижимы приличный масштаб и работа с международной аудиторией. Есть еще один нюанс: если в КИ мы начнем сразу требовать высоких результатов, то быстро "поломаем" сектор, и это нужно учитывать.
И все-таки можем ли мы уже сейчас говорить о наличии креативных индустрий на Дальнем Востоке? Ведь одно или даже два уникальных дизайнерских ателье - это далеко не полноценная отрасль моды.
Михаил Кузнецов: В некоторых случаях можем. Системный и многолетний подход к развитию креативных индустрий привел Республику Саха к лидерству в номинации "Креативный регион" национальной премии в области креативных индустрий "Russian creative awards-2022", третьему месту в российском кинопроизводстве, к 80 российским и международным наградам в сфере кинематографа. IT-компании в этом регионе из муниципальных выросли в глобальные и имеют представительства по всему миру. Якутия - уникальный пример создания среды для образования и развития креативных индустрий. В идеале каждому субъекту ДФО необходимо провести глубокое исследование потенциала КИ у себя и понять, какие сферы уже широко представлены, а какие можно развивать, учитывая локацию и культурно-исторические особенности региона.
Креативные индустрии позволяют создавать нестандартные вещи, но не менее важно, что они меняют отношение жителей к своему региону, помогают оценить его уникальность, укрепляют чувство патриотизма, землячества. А наличие брендов, которые "звучат" и за пределами края или области - основа здоровой экономики. Экономисты всегда мечтают, чтобы в каждом регионе было как можно больше торгуемых секторов - то есть тех, продукция которых продается за пределами субъекта и даже страны.
В каких сферах КИ у Дальнего Востока самые высокие шансы и наоборот?
Михаил Кузнецов: Вероятнее всего, в макрорегионе не приживутся креативные индустрии, которые ориентированы на массовое потребление и конкурируют по ценовому фактору с аналогами в России и мире. Слишком высока в ДФО себестоимость производства - ввиду удаленности от рынков сырья и потребителей, логистических сложностей и высоких транспортных издержек. Однако выпуск новой продукции КИ или товаров в сегменте премиум, суперпремиум и люкса может сформировать рынок и спрос.
Тем не менее уже сейчас на Дальнем Востоке в сфере креативных индустрий развивается многое. В этом числе мультипликация - мне очень нравится то, что делают ребята из студии "Мечталет" в Хабаровске. Ювелирное производство в той же Якутии и в Приморье - активное, растущее, с перспективой развития. Значимый для Якутии сектор - кино. Это бренд региона, лучшая реклама для субъекта, для привлечения туристов. К сожалению, в легкой промышленности, в моде, наверное, пока похвастаться нечем. Возможно, и в этой сфере сыграют новые подходы, креатив сделает конкурентоспособными традиционные отрасли. На фабрике "Виктория" в Биробиджане придумали яркий бренд "Сигнальная". Классно? Классно. Сейчас он пытается завоевать рынок.
Еще одним центром развития IT может стать кластер Хабаровск - Владивосток - Южно-Сахалинск. Сахалинская область имеет потенциал в сфере инженерной мысли, как и Хабаровский край. Мощный инженерный город - Комсомольск-на-Амуре. Я с некоторой с горечью отметил во время своей недавней поездки туда: есть пять промышленных предприятий, Инженерная школа, но мы не слышим о победах Комсомольска на всероссийских креативных конкурсах. Не реализуется потенциал.
Что можно сделать для появления креативных индустрий в ДФО? Как ускорить их развитие?
Михаил Кузнецов: Спешить не надо. Видите ли, когда мы заботимся о растении, мы же не тянем ростки насильно, ускоряя их развитие. Но, конечно, следует удобрять землю, не забывать о поливе. Поэтому один из главных этапов - это инвестиции в образование. Потому что недостаточная подготовка кадров и недоступность их для найма - серьезная проблема. Требуется некоторая инфраструктура - креативный центр, своеобразная тусовка, где пересекаются люди из разных секторов. В Якутске, например, появился "Кластер труда". Давно назрела потребность в подобном центре в Хабаровске, Владивостоке. Каждый город, создавая сегодня мастер-планы, включает в них такое общественное пространство. Люди должны взаимодействовать.
Что касается преференций, то, может быть, от части пошлин и налогов креативную индустрию действительно стоит освободить. Но гораздо больше должно быть косвенных мер поддержки - госзаказ, например.
Надо сделать условия для КИ на Дальнем Востоке более привлекательными, чем в других регионах России. Тогда у нас будет больше экспортно-ориентированных креативных производителей, с удовольствием живущих и работающих в макрорегионе. При этом немаловажен внутренний спрос на их продукцию. Если спрос будет только за рубежом, креативщики туда и переместятся.