Сценарий к фильму написал сам Александр Митта вместе со своими постоянными соавторами Юлием Дунским и Валерием Фридом. В некоем княжестве злодеи похитили мальчика-сироту Мая, который умеет чувствовать золото, и старшая сестра Марта отправилась на его поиски. В пути она встречает изобретателя Орландо (в фильме его сыграл блистательный Андрей Миронов), который ценой своей жизни спасет город от смертоносной Чумы. Но за время поисков Май изменился, стал злым и жадным. Только увидев страдания Марты, он понимает, что счастье не купишь. Май отказывается от дара золотоискателя, и в нем просыпается изобретательский дух Орландо.
Музыку к фильму написал Альфред Шнитке, но в картине всего три музыкальных номера. Автор идеи проекта, директор и художественный руководитель театра "Карамболь" Ирина Брондз с помощью Александра Митты связалась с вдовой композитора и получила разрешение использовать его музыку. Для спектакля в жанре музыкальной притчи взяли произведения разных лет: музыку из фильма "Повесть о неизвестном актере" Александра Зархи, "Агонии" Элема Климова, "Маленьких трагедий" Михаила Швейцера ("Пир во время чумы"), а также "Гоголь-сюиты", написанной для постановки "Ревизская сказка" Юрия Любимова в Театре на Таганке, и других.
- История требовала большого погружения. Найти в разных произведениях Шнитке фрагменты, которые могли бы стать одним целым, было нелегко, - рассказала Ирина Брондз.
Приспособить киносценарий к сцене помог сын кинорежиссера Евгений Митта. Песенку Марты "Десять лет, десять зим я хожу по белу свету" для мюзикла пришлось чуть переиначить. Кроме того, Юлий Ким, написавший к ней слова чуть ли не полвека назад, для театральной постановки создал еще 11 музыкальных номеров: всего их в спектакле 14.
- Счастье работать с музыкой такого мастера. Я был с ним немного знаком, но мне с трудом удавалось представить музыкальный спектакль с его музыкой, - рассказывает поэт. - Работа была непростой, приходилось сосредотачиваться.
Сценические решения режиссеру Дарье Борисовой помогали придумать художник-постановщик Вячеслав Окунев и хореограф Анатолий Войнов. С их помощью - через смену декораций и изменение пластики артистов - удалось показать, например, как долго длились странствия Марты. Всех секретов режиссер не раскрыла, но отметила, что старалась не опираться в выборе актеров на фильм.
- Не было задачи ни равняться, ни переплюнуть, но хотелось сделать так, чтобы зрители не сравнивали Орландо Андрея Миронова и нашего, - рассказала она "РГ". - И было нужно, чтобы от исполнителя этой роли также исходил свет. В труппе театра этому требованию абсолютно соответствуют Егор Матвиенко и Константин Гайдук.
В Петербурге "Сказку странствий" покажут 1 и 2 июля. А московская публика сможет посмотреть спектакль в рамках Фестиваля музыкальных театров России "Видеть Музыку", который традиционно проходит осенью.