Главное, что изменилось, - в законе появились новые требования к маркировке цифровой рекламы. С 1 сентября 2022 года в России действует единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), который содержит сведения о рекламодателях, распространителях и операторах рекламных данных, а также о самой рекламе. Ведет его Роскомнадзор. Ролики и плашки, упоминания брендов блогерами, нативная реклама - когда товар демонстрируют как бы невзначай, вплетая рассказ о нем в основной контент, - все это должно быть зафиксировано и подсчитано. Каждому объявлению присваивается идентификатор - ID-номер, состоящий из букв и цифр, под которым оно регистрируется в реестре. Этот идентификатор несколькими возможными способами присоединяют к указателю страницы в Сети либо к самому объявлению. Даже "кружок" видео в Телеграме мы обязаны промаркировать, если в нем рекламное сообщение.
Передавать информацию в ЕРИР должны все участники процесса, правда, рекламодатели в некоторых случаях могут официально перепоручить эту обязанность рекламораспространителю или оператору рекламной системы. Не подлежит маркировке только социальная реклама, рассылки по электронной почте и через пуш-уведомления, а также ролики и объявления в составе теле- и радиопередач, которые выложены в интернет.
- В законе написано, что надо маркировать всю рекламу в интернете, потом сдавать отчетность. Вся цепочка действий должна прослеживаться, в отчетах отражаться вся статистика. Но вот когда пытаешься применить эту норму на практике, возникает много конкретных вопросов, - отмечает управляющий партнер юридического агентства "ЮС КОГЕНС" Светлана Корабель.
Как долго нужно подавать отчет, если размещенный в интернете ролик остается там на годы? Как быть с отчетностью по саморекламе, отсутствием в этом случае нужной документации - не заключать же договор с самим собой? Эти и другие аспекты применения новой статьи пока повисли в воздухе. Благо наказания за отсутствие маркировки пока нет. Но, когда изменения в КоАП внесут, ролики без ID все еще будут находиться в Сети - не станет ли это поводом для штрафа за так называемое длящееся нарушение?
- Мы запросили Роскомнадзор. А так как я являюсь членом общественного совета УФАС по Свердловской области, обратилась и туда: какие есть разъяснения по новым правилам интернет-рекламы? Антимонопольщики говорят: сами ждем, - говорит Корабель.
- Изменения в законодательстве направлены прежде всего на легализацию деятельности интернет-сообщества и блогеров, - считает Юлия Морозова, директор по правовым вопросам компании "Кнопка". - Если говорить о старом законе о рекламе, он достаточно хорошо и качественно описывает отношения, которые происходят в реальном мире. Государство догадывается, что в виртуальном мире тоже крутятся огромные деньги, но, как их пощупать и посчитать, не знает. Изменения в закон как раз направлены на то, чтобы была возможность оценить, что есть на рынке интернет-услуг, его объем, и как можно посчитать и взять с этого налоги.
Недавние процессы против блогеров показали: в этой сфере укрывают от налогов сотни миллионов рублей. После пандемии многие даже традиционно офлайновые услуги ушли в Сеть, вслед за бизнесом туда переместилась и большая часть рекламы, так что желание государства навести там порядок понятно. Но дать дефиниции продуктам и процессам в диджитал-сфере, привести процедуру к простому набору требований оказалось сложно. Предприниматели считают, что с появлением санкций закон неизбежно будут уточнять и дорабатывать - уже на практике. И первые штрафы коснутся именно блогеров, а не реального бизнеса, который отчитывается о своей деятельности и без нововведений.
- Маркировать свою рекламу мы будем вынуждены. Помимо того что закон разрешает посчитать деньги, которые вращаются на этом рынке, он еще позволит зафиксировать доказательственную базу. Например, предприниматель заявляет, что он банкрот, но кредитор или конкурсный управляющий могут сделать запрос в реестр, и, если бизнесмен что-то рекламирует в Телеграме, ВКонтакте, Одноклассниках, это будет доказательством того, что у него есть доход, - добавляет Юлия Морозова.