Контракт с "фабрикой грез", возможно, истек, но с Голливудом никто не прощается
Режиссер Алексей Герман: Нам нужно прекратить себя сравнивать с американцами
Валерий Шарифулин/ТАСС
Голливуд уходит из России, заявил директор сети Каро-фильм. Ну это, мягко говоря, не совсем так. Честно скажем, у нас полно пиратских релизов, а это значит, что голливудские фильмы в нелицензионной версии для кинотеатров идут во всех городах нашей страны, за исключением центральных и крупных сетей. Все, кто хотел, посмотрел и "Аватар-2", и нового "Человека-паука".

Плохо то, что эти пиратские копии таят в себе серьезные неприятности для нашего кино. Поскольку они неофициальные, кинотеатры не платят никаким дистрибьюторам за их прокат. Им гораздо выгоднее сейчас показывать нелицензионную продукцию. Поэтому для нового российского фильма, если это не мегапроект типа "Чебурашки", конкурировать с пиратским контентом будет очень тяжелым делом.

Если каких-то голливудских фильмов нет в онлайн-кинотеатрах, это абсолютно не значит, что их нет в русском сегменте интернета. Там огромное количество сайтов, где можно посмотреть последние экшн, сериалы или фэнтези. Просто сейчас включают не ivi или okko, а другие платформы.

В стране 5-6 компаний, которые могут делать фильмы, сопоставимые с большими голливудскими

Да, внешне Голливуда на улицах и в кинотеатрах стало поменьше - меньше плакатов, меньше рекламы, в крупных сетях не показывают последние фильмы. А по сути, все новинки мы посмотрели. Контракт с "фабрикой грез", может, и истек, но отношения с ней не закончатся никогда. Люди смотрят и знают американское кино. И никто ничего с этим не сделает: ни кинотеатры, ни интернет-платформы, ни сам Голливуд.

Лучшее ли это кино в мире? Если брать "среднюю температуру по больнице", то да. С точки зрения маркетинга, игры актеров, сюжета, качества съемки. Там много очень хороших фильмов, но много и бесконечно повторяющихся историй про супергероев, от которых тошнит.

Крупный голливудский фильм не является великим произведением киноискусства и высказыванием великой мысли. И нам нужно прекратить себя сравнивать с американцами. Что вот мы сделаем такой же сериал, как "Игра престолов" или такой же фильм, как "Мститель". Смотреть это будет невозможно, и я понимаю, почему. Мы можем конкурировать с Голливудом только в тех редких случаях, когда сошлись хорошая продюсерская команда, режиссер, художник, оператор, у них есть драйв, им интересно и, главное, они хотят не украсть, а сделать свое на отлично. Но системно мы, конечно, проигрываем.

Если Голливуд подвинется, у наших кинематографистов будет шанс? Неплохая логика. Только к ней есть несколько вопросов. Первый я уже задал: что у нас будет с пиратским контентом, за который кинотеатр получает прибыли больше, чем за легальный? Если нелицензированный показ разрешен, то нужен оператор, который будет им заниматься, чтобы исправить эту диспропорцию отчислений и установить честную конкуренцию. Что это будет за структура, не знаю. Мы же не можем пирата Черная борода назначить ее начальником.

Другой вопрос: сколько в стране компаний и режиссеров, которые способны делать сопоставимые с большими голливудскими фильмы? На мой взгляд, 15, в лучшем случае 17 человек и шесть-семь компаний. Если на фильм уходит в среднем два года, то получается, в год в стране может выходить пять-семь хорошо сделанных, с качественной компьютерной графикой и талантливыми актерами фильмов.

То есть на лицо нехватка креативных кадров, при том, что полно киношкол и кинематографистов. И третий момент. В преддверии краха глобализации, о чем я твержу много лет, мы должны сформулировать, какое кино нужно государству. Ну для примера. У нас сейчас существует огромное количество спекулянтов на исторических фильмах. Они говорят: хочу снять патриотический фильм про Великую Отечественную войну. Но этого мало, чтобы чтобы сделать хороший фильм. Идет спекуляция на исторической памяти для получения бюджета. Как бы нам отсечь эту категорию деятелей кино?

А если уж говорить, чего у нас вообще нет, то это фантастическое кино, которое так здорово развивает Голливуд. Наши режиссеры вообще не знают современную русскую фантастику, ее боятся. Хотя это один из самых востребованных молодежью жанров в мире. При этом в России есть колоссальный потенциал авторов, которые пишут хорошие книги, их читают сотни тысяч людей.

Сделать фантастический фильм сложно и дорого, надо знать специфику жанра, следить за новинками. И частный бизнес не справляется с подобной задачей. Я предлагал на разных студиях создавать лаборатории фантастики и фэнтези, делать круглые столы, поскольку этот жанр требует глубоких знаний по истории живописи и костюма, по дизайну, литературе, и надо понимать, почему, например, картинка в американских фильмах более качественная, не забывать, что в США колоссальная культура комиксов. Пока без результата. В общем, вопросов много, если на них ответить, мы сможем делать уникальное и интересное кино.

Алексей Герман
кинорежиссер
Поделиться