Компания уже поставила 350 таких систем в 28 регионов России (переговоры ведутся еще с двумя субъектами Федерации), но турки попросили снабдить ПАК особым модулем, который будет оперативно информировать спецслужбы не только о дорожно-транспортных происшествиях, но и об оставленных вещах, драках и прочих нештатных ситуациях. Кроме того, на XIV Международном экономическом форуме "Россия - Исламский мир: KazanForum" интеллектуальным решением тюменцев, призванным сохранить человеческие жизни на городских трассах, заинтересовались транспортники из Дубая. Пару лет назад технология была признана лучшим инновационным продуктом Тюменской области, побеждала на профильном акселераторе в Москве, попала в реестр отечественного ПО, а сейчас курируется Агентством стратегических инициатив.
Основной набор оборудования для программно-аппаратного комплекса, который располагается на опасных участках дорог, - это видеодетектор, шкаф управления, где сосредоточены все "мозги" системы, и табло с вариативной надписью красного цвета "пешеход", "внимание, пешеход!", "пропусти пешехода". Схема работы ПАК такова: если в сторону автодороги идет человек, его с помощью видеодетектора распознает нейросеть и через электронные компоненты включает табло. Оно начинает мигать, предупреждая водителя о пешеходе. Когда дорога становится свободной, табло гаснет. А в темное время суток вместе с табличкой подсвечивается и зона пешеходного перехода. Тут нет единого рецепта для всех регионов: кто-то просит расцветить зебру, кто-то соглашается на прожекторы. А вот в городе Муравленко инженеры установили ультрафиолетовые светильники, какие встречаются на танцполе.
- Дорабатываем модуль и готовим пакет документов для выхода на зарубежные рынки. Если учесть, что в Объединенных Арабских Эмиратах стабильное солнечное излучение, можно сделать ПАК на солнечных батареях, - рассуждает руководитель команды Илья Анисимов.
У Анисимова небольшой коллектив - всего-то 22 человека. На рынок вышел в 2009-м, а уже через два года начал активно продавать софт для модернизации "пешеходников". Причем идея, которая, казалось бы, давно лежит на поверхности, Илье пришла в голову, когда сам чуть не оказался в неприятной ситуации в роли водителя.
- К счастью, тогда никто не пострадал, но меня осенило: почему у нас так много технологий, но мы до сих пор не придумали систему, которая бы предупреждала автолюбителей о пешеходах и дорожных ловушках? Нашел частных инвесторов, с их поддержкой выпустил опытный образец и через пару лет снабдил Тюмень первыми в России шестью комплексами. Наиболее эффективно они показали себя на Ямале даже при суперотрицательных температурах. Госавтоинспекторы из Нового Уренгоя и Ноябрьска отметили значительное снижение аварий на пешеходных переходах. В Вологде на участках с нашими комплексами ДТП стало меньше в два раза, - рассказал разработчик.
Если сначала ПАК оснащали датчиками, а потом видеодетекторами, то сейчас нерегулируемыми переходами управляет нейросеть.