Музей представляешь себе чем-то статичным - местом застывшей истории. От ведомственного музея ждешь навечно укрытых под стекло грамот, наград, переходящих вымпелов и знамен. Однако музейный центр Южно-Уральской железной дороги ломает этот стереотип буквально с порога.
Уникальное по архитектуре пятиэтажное здание площадью 2,5 тысячи квадратных метров спроектировано ведомственным институтом "Челябжелдорпроект", однако сразу заметно, что здесь дали волю нетиповым решениям. Специалисты говорят, что других таких музеев в России нет. Ближайший аналог - известный музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Пространство разворачивается вокруг атриума с прозрачным куполом и уходит вверх по спирали, как бы подтверждая известную формулу исторического развития. Вдоль всего подъема лентой закручивается экран с бегущим изображением поездов, а вниз посетителей опускает прозрачный лифт, из которого можно еще раз окинуть взглядом всю экспозицию. Сразу бросается в глаза и концентрация технических устройств - интерактивных столов, стендов и двигающихся макетов. Есть даже "Капсула времени", в которой можно воспарить над городом и перемещаться во времени и пространстве.
В экспозиции более 30 тысяч экспонатов, которые на протяжении полувека бережно собирали железнодорожники. Однако рассказывает она не столько о строительстве Транссиба, сколько о развитии региона, связанном с приходом железной дороги. На рубеже ХIХ-ХХ веков Челябинск оставался уездным захолустьем и сильно проигрывал торговым Троицку и Шадринску. С приходом Великого Сибирского пути город за какие-то два десятка лет превратился в крупнейший транспортный узел, через который прошли 4,5 миллиона переселенцев, а затем и в торгово-промышленный центр региона. Однако мало кто помнит, что первая станция Транссиба появилась даже не в Челябинске, а в Миассе.
Продвигаясь по спирали экспозиции, можно увидеть доехавшую из позапрошлого столетия телегу, быт и утварь крестьян, первый станционный колокол, отлитый на знаменитом заводе Буслаева, и паровозный гудок 1896 года, как и большинство экспонатов музея, действующий. Так уж заведено на железной дороге! Точно воспроизведены интерьеры кабинета начальника станции времен Великой Отечественной войны, вагона-теплушки, первых советских электричек и купе фирменного поезда "Южный Урал". Поднимаешься и понимаешь, как с каждым новым витком развивалась железная дорога, а вместе с ней креп "опорный край державы".
- Мы стараемся сделать каждую экскурсию индивидуальной, под запросы аудитории, - рассказывает начальник Центра исторического наследия ЮУЖД Марина Пономарева. - Недавно для наших главных фанатов - деток пяти-шести лет - разработали игровую программу с элементами квеста. Школьникам предлагаем виртуально поводить тепловоз и обучаем безопасному поведению на железной дороге. Принимая делегации из других городов Урала, делаем акцент на их истории. И даже вносим необходимые изменения в экспозицию. Она у нас вообще очень гибкая!
Креатива команде музейщиков не занимать. Именно поэтому Центр исторического наследия постоянно становится площадкой для проведения самых разноплановых мероприятий: от "Недели моды" и фестивалей детского технического творчества до открытия Года педагога и наставника и дней ЮУЖД в правительстве Челябинской области.
- К каждому такому мероприятию мы готовим тематические экскурсии с отдельной выборкой экспонатов, организуем выставки старинных фотографий, - улыбается Марина Георгиевна. - Не замыкаемся на себе, а стараемся быть музеем для всех. Может быть, поэтому коренные челябинцы приводят сюда своих гостей и говорят: "Мы хотим, чтобы представление о городе они получили именно здесь!"