Несомненно, новый Закон обязателен к прочтению всем дипломатам и китаистам, поскольку он призван стать настоящей хрестоматией китайской внешней политики: его буквально можно разбирать на цитаты.
Новый закон четко распределяет полномочия высших органов власти, председателя КНР, министерств, ведомств и даже региональных администраций в разработке и претворении в жизнь внешней политики КНР. Этому посвящена целая глава из восьми статей. Однако суть определена в самой короткой, но, пожалуй, самой веской статье 5: "Управление внешними сношениями КНР находится под централизованным руководством Коммунистической партии Китая". Не председателя КНР, не МИД - а именно КПК, что должен понимать любой дипломат, имеющий дело с современным Китаем.
Статья под номером 16 недвусмысленно определяет отношение государства к деятельности нынешней тайваньской администрации (хотя Тайвань конкретно не упоминается, остров является провинцией КНР - Прим. ред.): "провинции, автономные районы и города центрального подчинения осуществляют внешние сношения и сотрудничество в рамках мандата центральных властей". Если говорить простым языком, то с 1 июля любые попытки тайваньской администрации принимать высокопоставленных зарубежных политиков, закупать зарубежные вооружения и так далее - будут противоречить новому Закону.
Наконец, Закон подтверждает пять фундаментальных принципов китайской внешней политики, которые как "отче наш" должен знать любой работающий с КНР дипломат. Это закрепленные в четвертой статье "взаимное ненападение, взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование".
Многие положения нового Закона развенчивают расхожие на Западе спекуляции относительно Китая. Прежде всего - это разговоры о том, что Китай намерен опустить "железный занавес" и ограничить взаимодействие с зарубежными партнерами. Такие сомнительные прогнозы стали распространяться с мая 2020 года, когда председатель КНР Си Цзиньпин огласил стратегию "двойной циркуляции". Она определяет два контура национальной экономической деятельности: внутренний и внешний, при этом приоритет отдается внутреннему, опоре на собственные силы и внутренние рынки. Именно это породило волну спекуляций о том, что Китай "закрывает двери" для зарубежного бизнеса. Специально для разволновавшихся западных политиков и бизнесменов статья №4 нового Закона подчеркивает: "КНР придерживается фундаментальной политики открытости внешнему миру и стратегии открытости во имя общего выигрыша".
Развернуто об этом же говорится в статье №26: "КНР привержена продвижению высокостандартной открытости. Она развивает внешнюю торговлю; активно поощряет и защищает иностранные инвестиции в соответствии с законом; поощряет внешнее экономическое сотрудничество, включая инвестиционное; продвигает развитие инициативы "Один пояс, один путь". Она привержена мультиполярной торговой системе, противостоит политике односторонних действий и протекционизму, работает над построением открытой глобальной экономики".
Показательно, что за день до принятия Закона об этом же заявил и председатель КНР Си Цзиньпин. "Китайский упор на собственные силы не означает "политики закрытых дверей". Мы хотим сделать национальный и международные рынки более взаимосвязанными. Опора на собственные силы означает лишь то, что КНР как огромная страна с огромным населением может обеспечить свое развитие только самостоятельно", - отметил глава китайского государства на встрече с премьер-министром Новой Зеландии.
Развенчан и распространенный на Западе страх о том, что КНР, предоставляя помощь зарубежным партнерам, хочет загнать их в некую политическую кабалу. Статья №27 Закона о внешних сношениях четко обозначает: "Предоставляя помощь зарубежным партнерам, КНР уважает их суверенитет, не вмешивается в их внутренние дела и не выдвигает дополнительных политических условий".
В качестве миссии китайской дипломатии Закон обозначает претворение в жизнь трех важнейших глобальных китайских инициатив: развития, безопасности и цивилизационной. Подробно разбирать их не будем - с ними можно ознакомиться в сборниках выступлений Си Цзиньпина, которые опубликованы на русском языке и находятся в открытом доступе.
Примечательно, что дополнительные статьи посвящены работе КНР по обеспечению многополярности (ст. 18), а также продвижению открытой, сбалансированной и выгодной всем экономической глобализация (ст. 19). Статья 20 подчеркивает, что КНР является поборником общей, комплексной и устойчивой глобальной безопасности и противником гонки вооружений и распространения ОМУ.
Когда китайская пресса пишет о том, что Закон "залатал правовые бреши" в отношениях КНР с зарубежными странами, имеется в виду подготовка правовой базы для ответа КНР на такие недружественные действия, как односторонние санкции, технологическая блокада, политика размежевания с Китаем и т.д.
Вариантам ответов на такие действия в Законе посвящены сразу две статьи. Статья 8 предполагает: "Любые вовлеченные в международные отношения организации или частные лица, наносящие своими действиями вред национальным интересам Китая, будут привлечены к ответственности в соответствии с законом".
Статья 33, в свою очередь, гласит: "Китайская Народная Республика имеет право предпринимать ответные меры или запретительные меры в отношении действий, подрывающих ее суверенитет, национальную безопасность и интересы развития и предпринятых в нарушение международных законов и базовых норм международных отношений". Так что на односторонние санкции, принятые в обход Совбеза ООН Пекин будет отвечать резко, и главное - в соответствии с законом.