Одним из партнеров проекта стала компания BASK - ведущий российский производитель одежды и снаряжения для экстремальных видов спорта, активного отдыха и путешествий. Мы узнали у заместителя генерального директора по внешним коммуникациям компании Инессы Дойковой, почему они приняли решение сотрудничать с "Фабрикой легпрома"
- BASK существует с 1992 года. Какая история стоит за созданием бренда?
- На самом деле наша продукция появилась на рынке аутдор немного раньше - в 1989 году. Именно тогда основатели бренда - братья Владимир и Сергей Богдановы, студенты физтехи, - приняли решение шить экипировку для своих экспедиций самостоятельно. Они ходили в горы и занимались водными видами спорта, поэтому видели, что на отечественном рынке просто нет качественной одежды для экстремальных видов спорта. Купить надежную куртку для восхождения было просто невозможно.
Куртки, которые они шили, постепенно заинтересовали друзей и знакомых, и ребята начали шить и для них. К 1992 году, когда был зарегистрирован торговый знак компании, они произвели тысячу качественных курток для восхождений в горы.
Так и получилось, что любимое хобби превратилось в выгодный бизнес.
- Изменилась ли стратегия и политика бренда с тех времен?
- И да и нет. С одной стороны, конечно, меняется архитектура рынка, появляются новые поколения, алгоритмы покупательского поведения, предпочтения клиентов. Мы и не можем не меняться, и должны сохраниться в условиях подвижной, динамичной реальности.
Поэтому мы вносим изменения в ассортимент, меняем фирменный стиль (сейчас, например, BASK проходит период ребрендинга - четвертого за историю компании), наращиваем каналы коммуникаций с потребителем. Мы очень внимательно следим за тенденциями мирового спроса на аутдор, трендами зарубежных рынков, появлением новых технологий и материалов, учитываем эту информацию в собственной ассортиментной политике и бизнес-стратегии.
С другой стороны, BASK - семейная фирма. Традиции, преемственность поколений для нас - одна из важнейших, "генетических" констант. Мы остаемся преданными своей миссии. Вот уже четвертый десяток лет мы создаем продукцию, которая отвечает высоким требованиям покупателей, идущих в горы или живущих в условиях низких температур. Так что философия BASK передается из поколения в поколение: приходят дети и даже внуки тех, с кем мы начинали (именно поэтому семь лет назад мы открыли линейку детской одежды).
Наша аудитория "баско-зависима", а мы, со своей стороны, очень дорожим ее доверием.
- Какие перемены за эти 30 лет произошли на рынке?
- Спустя 34 года мы, конечно, находимся уже на принципиально новом рынке. В 90-е мы очень внимательно изучили продукцию мировых аутдор-лидеров. Они были для нас эталоном качества, к которому необходимо стремиться. Тогда у них была фора в 10-15 лет, догнать их казалось совершенно невозможным: не было такого оборудования, материалов. Уже потом всё это стало доступным и российским производителям. Начиналась новая эра состязаний технологий. Для BASK, бренда, где была сильна научная составляющая, это стало мощным стимулом.
Мы начали активно исследовать свойства пуха, экспериментировать со смесями на его основе. Теперь качество наших изделий не хуже, а многие разработки даже лучше, чем у других производителей.
Затем вчерашние эталонные производители начали стремиться к уменьшению себестоимости на фоне высокой конкуренции, а мы продолжаем идти по пути высокого качества, к которому в аутдор были, есть и остаются повышенные требования.
- Какие ткани для производства одежды вы используете и в чем их преимущество?
- Главное преимущество и ключевое требование ко всем комплектующим нашей одежды и снаряжения - надежность. В аутдор это не вопрос исключительно комфорта, а зачастую залог выживания.
В себестоимости нашей продукции примерно 40% (ткани и фурнитура) - иностранные производители, 60% (утеплители, технологии, производство) - российские. Ткани, например, из Кореи, Китая, Тайваня или Японии. Фурнитура - японского производителя YKK. В снаряжении мы используется материал Теза российского производства. Технологии - наши.
В BASK сегодня много собственных технологий, в том числе запатентованных. Таких, например, как технология создания двухкомпозитных утеплителей на основе гусиного пуха - DRY SIBERIAN DOWN®.
- Как происходит процесс тестирования новых вещей?
- Новые материалы проходят проверку еще до того, как становятся вещами. Ткани, например, должны выдержать 14 тестов. Мы проверяем их на пуходержащие свойства, истираемость, пилингуемость, морозостойкость и т. д. Пух - 11 тестов, включая чистоту промывки и биологическую безопасность. Обязательно проверяется вся фурнитура - в криокамере мы исключаем риск разрушения предметов на морозе и т. д. Все тестирования проводятся в соответствии с ГОСТ, с использованием сертифицированного лабораторного оборудования.
При создании новых изделий отшиваются несколько опытных образцов (обычно от двух до четырех). Каждый из них мы снова тестируем в лаборатории, где проверяем соответствие заложенным тепловым характеристикам.
Далее - полевые тестирования. Мы проводим их в самых сложных погодных условиях, в экстремальных экспедициях наших амбассадоров - альпинистов, путешественников, полярных исследователей и т. д. Часто после обратной связи от них изделие возвращается на доработку. Только после такого многоступенчатого контроля новая модель идет в серийное производство.
- Ваша специализация - одежда для экстремальных видов спорта, активного отдыха и путешествий. Важна ли в этой нише эстетика?
- В таких изделиях на первом месте - безотказность и надежность, то есть сначала функциональность, а уже потом - эстетика. По этой же причине мы уступаем приоритетность надежности и износостойкости тканей перед весом готового изделия. Это важно для тех, кто доверяет нам свою безопасность в горах, при экстремально низких температурах. А вот сменяемость коллекций в нашем случае не столь важна. И сравнительно невысока.
- Что вам дает участие в "Фабрике легпрома"?
- Сегодня BASK выпускает более 100 000 единиц продукции ежегодно (порядка 15% - на собственной фабрике в Москве, остальной объем - на 30 контрактных производствах в разных регионах России). Сейчас иностранные бренды резко ушли, поэтому спрос вырос. Чтобы удовлетворить его, мы, по нашим подсчетам, должны производить 12 000-14 000 единиц ежемесячно.
Нужно расширять производство, и острый дефицит швей - настоящая головная боль. Не только наша - всей отрасли. Их не просто мало: сотрудников, которые квалифицированы для работы со сложным ассортиментом, найти практически невозможно. В профильных институтах работе с такой продукцией не обучают. Учиться этому непосредственно на производстве молодому специалисту невыгодно - от выработки зависит уровень вознаграждения, а высокая выработка при отсутствии соответствующих базовых знаний придет нескоро. Получается замкнутый круг. Проблема требует комплексного решения, в котором участвуют и производители, и вузы, и государство.
Комплексный подход мы увидели и в программе "Фабрика легпрома", организованной Правительством Москвы и Агентством креативных индустрий. Мы, как кадровый заказчик участвовали в формировании требований к будущим специалистам. То есть они проходят обучение с тем, чтобы прийти именно к нам, а потому получат нужные производству навыки. Будем рады, если так и случится. После обучения на "Фабрике" четыре швеи должны будут пройти у нас стажировку, а потом и поступить в штат.
Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.