В начале встречи президент напомнил Борисову о недавней дискуссии на форуме АСИ по поводу создания и использования низкоорбитальной группировки, это до 200 км. "Там проблемы, связанные с двигателями прежде всего, чтобы держать эту высоту", - сказал он. Путин напомнил, что также недавно обсуждал эту тему с самим Борисовым. "Вы сказали, что нужно как раз частные компании привлекать к этой работе - не к этой, а вообще к космосу. Как оцениваете предложение, которое прозвучало? Знаю, что задел есть", - поинтересовался президент РФ.
Глава "Роскосмоса" ответил, что сразу после форума АСИ вышел на связь с ученым Вячеславом Темкиным, который рассказал Путину о том, что занимается проблемой длительного удержания космических аппаратов в низком космосе. "Мы об этих работах знаем, но тем не менее еще дополнительно с ним встретимся и обсудим все его заделы", - отметил Борисов. Он подтвердил, что интерес к низким орбитам сегодня очень высок: "Потому что, скажем, разрешение оптики с этой орбиты и с 500 километров, естественно, отличается: на 200 - лучше". При этом есть объективные проблемы существования группировки на этих орбитах, прежде всего это разреженная атмосфера. "Движение баллистическое совершенно отличается от того, что на 500 километрах", - сказал Борисов. В связи с этим приходится удерживать космический аппарат на заданной орбите как раз за счет этих плазменных малых двигателей. То есть задача стоит непростая.
Глава "Роскосмоса" также рассказал, что страны Азии и Африки, в том числе Китай и Индия, проявляют серьезный интерес к российским плазменным двигателям. Он отметил, что в России одни из лучших в мире компетенций в этой сфере. В качестве примера Борисов привел предприятие "Факел" в Калининграде, которое выпускает широкую номенклатуру подобных двигателей. "Они пользуются спросом не только у нас в стране, но и за рубежом: до последнего времени западные компании активно приобретали эти двигатели, в частности группировка OneWeb формировалась в том числе с участием этого предприятия, которое поставляло эти двигатели", - сообщил глава "Роскосмоса". Но в условиях санкций Россия переориентировалась на другие рынки.
Еще одна тема встречи - состояние российской космической группировки. "Пусковая программа 2023 года выполняется пока без срывов и переносов, что позволило качественно и количественно нарастить российскую космическую группировку. На текущий момент она у нас составляет 225 спутников", - сообщил Борисов. Кроме того, за последние полгода "Роскосмос" завершил формирование группировки космических аппаратов на геостационаре в интересах Росгидромета. "Теперь у нас нет проблем с прогнозом погоды", - отметил Борисов.
Глава "Роскосмоса" рассказал президенту и о ближайших планах. Так, уже в августе ожидается запуск навигационного спутника нового поколения "Глонасс-К2". "Это новая страница в развитии навигационной системы ГЛОНАСС", - подчеркнул Борисов. Кроме того, Россия возвращается на Луну после 46-летнего перерыва. "Нам предстоит запуск "Луны-25" ("Луны-Глоб"): эта миссия предполагает посадку в районе Южного полюса", - сообщил глава "Роскосмоса". Важно, что ранее этого никто не делал. "До этого мы садились все время на лунном экваторе", - сказал Борисов.
Россия продолжает предоставлять пусковые услуги и для дружественных стран. Так, в рамках международного сотрудничества в деле освоения космоса было разработано три спутника для Малайзии, ЮАР и Беларусь.
Полным ходом идет разработка и Российской орбитальной станции. Борисов напомнил, что решением правительства работа Международной космической станции, российского сегмента, продлена до 2028 года. "К сожалению, мы должны констатировать: после 2030 года станция, по всей видимости, перестанет существовать в том виде, как она сейчас есть - либо будет управляемо затоплена, либо будет переориентирована для других целей", - сказал глава "Роскосмоса".
По его словам, это ставит серьезный вопрос о продолжении российской пилотируемой программы. "Прекращать, на наш взгляд, пилотируемую программу нельзя, иначе мы потеряем серьезные компетенции, которые имеем, а мы имеем наибольший задел в этой области во всем мире", - сказал Борисов. Глава "Роскосмоса" считает, что с 2024 года России нужно начинать полномасштабные работы по формированию Российской орбитальной станции, чтобы завершить основные работы к 2030 году, а полностью формирование станции - к 2032 году. Путин согласился с таким подходом.