03.07.2023 19:16

Застройщики опять начнут платить неустойку

Дольщики опять могут требовать от застройщиков компенсации, если в новой квартире плохо поклеены обои, отваливается плитка со стен или дует из окон. С июля прекратилось действие временного порядка приемки квартир и моратория на взыскание с застройщиков неустойки, пени и штрафов.

Временный порядок был введен в марте 2022 года для поддержки застройщиков в условиях санкций - власти опасались, что стройки затянутся из-за сложностей с поставками материалов. Одновременно этот порядок действовал против так называемого "потребительского экстремизма" - когда очень придирчивый к качеству жилья дольщик мог отсудить у девелопера значительную часть стоимости жилья.

В последние полтора года отказаться от приемки квартиры можно было лишь при существенных недостатках новостройки (с июля, как было и ранее, - при любых недостатках). При этом их должен был подтвердить приглашенный специалист, состоящий в Национальном объединении изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). Сейчас вновь можно обойтись без такого эксперта. Составить односторонний акт о передаче жилья уклоняющемуся от этой процедуры покупателю застройщик может теперь через два, а не через один месяц. Обратиться в суд дольщик мог, только если застройщик откажется устранять недостатки или выплачивать компенсацию.

Также прекращается мораторий на взыскание с застройщика неустойки за затягивание строительства, убытков и процентов за просрочку возврата денежных средств при расторжении договора. Можно наконец получить с девелоперов и суммы неустойки, штрафов и пеней, которые были предъявлены компании до введения моратория.

Однозначно хорошо, что возвращают прежний порядок, считает адвокат в сфере недвижимости Анастасия Поликыржа. По ее мнению, временные правила, действовавшие более года, несколько расслабили строительные компании. Застройщики чаще стали вести себя грубовато с покупателями, могли не называть сроки передачи квартир, не отвечать на звонки, не направлять уведомления о сроках. Все это потому, что они понимали, что действует мораторий, считает адвокат. Если раньше так обращались чаще всего с покупателями жилья экономкласса, то за последнее время такое отношение появилось и к покупателям дорогих элитных квартир.

Застройщики, в свою очередь, опасаются усиления потребительского экстремизма и надеются, что временный порядок все же станет постоянным. Минстрой сообщал о подготовке поправок в законодательство, направленных на борьбу с потребительским экстремизмом в сфере строительства жилья. Нужно сделать прозрачный четкий механизм для покупателей, чтобы они понимали, что нужно сделать, куда обратиться, чтобы получить квартиру надлежащего качества, пояснял замглавы минстроя Никита Стасишин.

Предполагается, что новые правила приемки квартир внесут в закон о долевом строительстве, также будет установлен порог по взысканию неустойки в 5%, говорит Поликыржа. Однако пока законопроект не внесен в Госдуму.

Действовавший до июля порядок начисления пеней и неустоек был не на стороне потребителя, отмечает сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. При этом жалоб на плохое качество строительства поступает много. В этой сфере по-прежнему рынок продавца, а не покупателя. Человеку нужно купить жилье в определенном месте, но там строит только один девелопер, и он зачастую заинтересован в максимизации прибыли - стремится сделать похуже и продать подороже, говорит Голов. Случаи же потребительского экстремизма в строительстве - преувеличение, считает он. Под этим нужно понимать ситуации, когда нарушения нет, но потребитель его организует (например, выпускает тараканов в отеле и требует компенсации за насекомых в номере). Если же в квартире косые стены, углы не прямые, отваливается плитка, сделано не то, что было обещано, - это не экстремизм.

Если компания строит хорошо, то у нее не будет проблем, уверен Голов. Чаще всего большие расходы застройщика связаны не с тем, что потребитель слишком многого требует, а с тем, что застройщик отказался в досудебном порядке удовлетворить его претензии. Но если юрист девелопера посчитал, что претензию не надо удовлетворить, то такого юриста нужно уволить, и это проблемы бизнеса. Покупатель же не профессионал и нуждается в большей защите со стороны закона. "Защищая свои права, потребитель защищает на самом деле и права всех других. Потому что он учит продавца, производителя работать хорошо. Если же можно давать квартиры, построенные тяп-ляп, не приходится устранять недоделки - зачем их делать хорошо?" - рассуждает эксперт.

Интересно также, как будет складываться судебная практика, отмечает Поликыржа. Потому что люди, которые принимали свои квартиры до 30 июня и после, оказываются в неравных условиях.