Законопроект уже принят Госдумой в первом чтении. В целом, как рассказывают в правительстве, документ предлагает "урегулировать отношения, связанные с взаимодействием физических и юридических лиц с иностранными агентами, предусмотрев обязанность указанных лиц при таком взаимодействии учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента". Говоря простым языком, никто - ни чиновник, ни предприниматель не смогут сделать вид, что не замечают статус иностранного агента.
При этом проект предлагает запретить иноагентам не только финансовую, но и имущественную государственную поддержку. Например, государственный зал не сможет предоставить сцену певцу-иноагенту, прославляющему в соцсетях украинских нацистов.
Если же зал частный, то и вопрос - разрешать или нет такой концерт, остается частным делом владельцев. Но при этом дирекция частной площадки обязана маркировать все афиши и предупреждать граждан, что приглашает всех на концерт иноагента.
Министерство юстиции, выявив нарушения, будет выносить предписания, мол, исправьте недоразумение. Если школа сотрудничает с каким-то иноагентом, надо будет разорвать связи. Если кто-то распространяет книги иноагента без маркировки, должен промаркировать. И так далее.
Грозную бумагу из минюста лучше не игнорировать. Выйдет себе дороже. Параллельно с данным проектом рассматриваются поправки в КоАП. Они предусматривают штрафы за невыполнение в установленный срок соответствующего предписания минюста. Блогер не промаркировал репосты иноагентов? Частный концертный зал не исправил афиши? Чиновник не отменил грант антироссийской НКО? Минюст составит протокол. Штраф за незаконное содействие деятельности иноагентов составит для граждан 30-50 тысяч рублей, для должностных лиц - 70-100 тысяч рублей. Для юридических лиц - 200-300 тысяч рублей.
Ранее заместитель министра юстиции России Олег Свириденко заявлял, что цель законодательного регулирования деятельности иностранных агентов в Российской Федерации - защита национальных интересов, установление требований, обеспечивающих прозрачность и открытость такой деятельности для общества и государства.