Об этом во вторник в Екатеринбурге на заседании ежегодного Межгосударственного совета по противодействию коррупции заявил Генеральный прокурор Игорь Краснов. По его мнению, для эффективной борьбы с коррупцией недостаточно только лишить нечистоплотных на руку чиновников возможности распоряжаться незаконно полученными доходами - не менее важно не допустить их в дальнейшем к государственной и муниципальной службе.
"На практике мы нередко сталкивались с тем, что в период антикоррупционных проверок чиновники увольнялись с должностей по собственному желанию, по сути, не подвергаясь адекватным мерам наказания за допущенные ими злоупотребления", - рассказал коллегам Генпрокурор России.
Он подчеркнул, что в этом году по инициативе Генпрокуратуры принят закон, благодаря которому прокуроры могут проверять уже уволенных чиновников на предмет соблюдения ими запретов и ограничений во время госслужбы.
Как отметил глава надзорного ведомства, теперь прокуроры наделены полномочиями обращения в суд с исковым заявлением об изменении основания и формулировки увольнения чиновника вплоть до освобождения его от должности в связи с утратой доверия. Главное последствие для уволенного - то, что он будет включен в публичный реестр, которым пользуются работодатели.
Более того, как заявил Игорь Краснов, в развитие этой инициативы разработан и уже принят Госдумой в первом чтении новый законопроект. Согласно ему уличенные в коррупционном правонарушении не смогут быть назначены на государственные должности любого уровня, а также в государственные корпорации и другие госучреждения в течение пяти лет со дня применения взыскания.
"Не сомневаюсь, это послужит хорошей профилактической мерой", - подчеркнул Краснов.
Он также отметил, что использование подобных реестров оправдывает себя не только применительно к госслужащим, но и к организациям, допущенным к бюджетным средствам.
Например, по его словам, в России эффективно применяется административная ответственность юридических лиц за действия коррупционной направленности. В прошлом году за подобные правонарушения суды оштрафовали 360 компаний и организаций более чем на один миллиард рублей.
После назначения штрафа всем им в течение двух лет запрещено участвовать в госзакупках. Перечень этих нечистоплотных компаний ведет Генпрокуратура и передает данные о них в единую информационную систему в сфере закупок. При этом "черный список" автоматически доводится до всех участников торгов.
В целом же, по данным Игоря Краснова, только в прошлом году по результатам антикоррупционных проверок суды взыскали с государственных и муниципальных служащих более 250 млрд рублей неподтвержденных доходов. Кроме того, в пользу государства обращено почти 8 тысяч объектов имущества.
Как особо подчеркнул Краснов, такие результаты борьбы с коррупцией достигнуты впервые за всю историю национальной антикоррупционной практики.
"Как и прежде, особое внимание мы уделяем правовым механизмам превентивного характера", - поделился российский прокурор с коллегами из Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
Он, в частности, напомнил, что в прошлом году после принятия нового закона прокуроры были наделены полномочиями по проверке обоснованности происхождения денег на банковских счетах чиновников и членов их семей.
С начала действия нового закона прокуроры направили в суды иски о взыскании в пользу государства более 90 млн рублей.
"Конечно, для такой большой страны, как Россия, это не очень много, практика только формируется, но уже можно сказать, что норма заработала", - подчеркнул Игорь Краснов.
Кроме того, по его словам, планомерная работа ведется и в отношении коррупционеров, активы которых находятся за рубежом. Так, в мае вступило в силу решение суда об изъятии у бывшего сотрудника ГИБДД Москвы и членов его семьи 23 объектов недвижимости, в том числе семи заграничных, на сумму более 180 млн рублей.
А еще Игорь Краснов сообщил, что в этом году Генпрокуратура впервые направила иностранным коллегам запросы о правовой помощи по уголовным делам об аресте криптовалюты.