Необходимость транспортной реформы в Курске назрела давно. При этом в отличие от столиц соседних регионов здесь сумели сохранить троллейбусные и трамвайные перевозки. Сейчас инфраструктура для электротранспорта переживает процесс активной модернизации. С автобусным сообщением в городской черте дела обстояли сложно. Крошечные маршрутки с десятком кресел в часы пик забивались до отказа. Курсируя до самых до окраин, все они проезжали через центр города. И выделенная специально для общественного транспорта дорожная полоса вставала намертво так, что один из экс-градоначальников как-то предположил: "Быстрее будет добраться из одной точки в другую, перебежав по крышам маршруток, чем в них самих". О комфорте и рассуждать не приходилось. Словом, всю систему общественного транспорта в Курске сравнивали с больным зубом, который не дает покоя, но показать его врачу страшно. Но вот теперь время лечения пришло.
Когда в региональном Минтрансе заговорили о реформе городских автобусных маршрутов, сопротивление общественности не заставило себя ждать. Жители окраин сразу же предположили, что им придется добираться из точки А в точку Б с пересадками. И это предположение оправдалось. Все городские маршруты теперь разделены на магистральные - длинные и соединяющие знаковые точки города, городские - курсирующие по улицам мимо самых посещаемых точек притяжения горожан, подвозящие - они забирают пассажиров из самых сложнодоступных мест Курска и доставляют к автобусам уже названных маршрутов.
Первый заместитель регионального министра транспорта Александр Васильченко отметил, что новая схема работы автобусных перевозок призвана решить одну из самых острых проблем: для жителей отдаленных районов Курска общественный транспорт зачастую оказывается недоступен.
- Длинные маршруты, которые заходят в эти районы, не позволяют автобусам быстро оборачиваться из-за обилия транспорта и дорожной ситуации в целом, - отмечает он. - Если сказать простым языком, то люди на окраине ждут маршрутку, которая застряла в пробке где-нибудь в центре города. Подвозящие маршруты решат эту проблему.
Кроме того, в городе постепенно обновляли автобусный парк, и, конечно, куряне почувствовали, что гораздо комфортнее ехать на вместительном зеленом "Волгабасе", слушать, как остановки объявляет голос земляка, народного артиста РФ Владимира Винокура, чем, согнувшись, на одной ноге стоять в "Газели" и ее аналогах. Последние остались теперь только на подвозящих маршрутах: это и выгодно, и более приемлемо на узких витиеватых улицах тех районов. В остальном же городе - автобусы как минимум формата ПАЗ. В результате, как подсчитали в Минтрансе региона, вместимость городского автотранспорта выросла в пять раз.
Самое неприятное в реформе - это пересадки. О том, что добираться до работы на двух или даже трех автобусах не так удобно, как на одном, говорить не приходится. Однако траты на такси из отдаленных районов - тоже не самая желанная статья расходов, но многим горожанам приходится постоянно пользоваться такой услугой. Теперь же пересадочная модель по идее реформаторов позволит не только ускорить пассажирский трафик, но и сэкономить средства пассажиров. За час в городском транспорте Курска пассажир сможет сменить три автобуса, а заплатить за это как за одну поездку.
- Вы зашли в автобус, коснулись валидатора банковской картой, - поясняет Александр Васильченко. - С этого момента включился таймер, а система приступает к расчету. Предположим, вы проехали на этом автобусе 20 минут, вышли и, пока час не истек, пересели на следующий автобус. В нем вы тоже прикладываете карту к валидатору, но важно, чтобы это была та же самая карта, которой вы пользовались в предыдущем автобусе. Система видит, что вы пересели. И допустим, что на 59-й минуте после старта пути вы садитесь еще в один автобус. На нем вы можете ехать еще сколько угодно, за проезд с вашей карты спишется только 25 рублей - за одну поездку.
Беспокойство курян, что сообщения о списании средств приходят не всегда и отследить этот процесс сложно, организаторы транспортной реформы поспешили умерить. Руководитель проектного офиса Центра транспортных услуг Курской области Денис Мирошниченко подчеркивает: СМС-уведомление никак не влияет на работу билетной системы и работу бесплатной пересадки.
- Пересадочный тариф работает с учетом 60 минут с момента первого прикладывания карты, и бесплатных пересадок - только две, - отмечает он. - Когда завершится часовой отсчет времени, тогда система и спишет средства с карты пассажира.
Контролировать своевременную оплату проезда будут специалисты с планшетами в руках. Однако пока важнее то, что и на остановках, и в самом транспорте первые недели реформы работают волонтеры. Построить маршрут из одной точки города в другую можно и в специальном приложении, и на сайте, но, как отмечают эксперты, лучше сарафанного радио инструмента еще не придумано.
- Все эти перемены, конечно, стресс, - согласен Александр Васильченко. - Однако в течение месяца люди адаптируются, в помощь им будут работать волонтеры, которые расскажут и о новых маршрутах, и о способах оплаты. Мы понимаем, что не все жители, особенно возрастные, имеют доступ к интернету, и поэтому мы будем просить и волонтеров, и просто более опытных и знающих горожан помогать тем, кто в этом нуждается.
Примечательно, что опасавшиеся увеличения транспортных расходов курские льготники получили не только возможность практически бесплатно передвигаться по городу с помощью "карты курянина", на которой учитывается определенное число поездок. Впервые за всю историю существования современного общественного транспорта в Курске им больше не требуется внимательно высматривать табличку "Льготный" на лобовом или боковых окнах автобуса: право на расчет по карте они получат почти в каждой маршрутке.
Почти - потому что в городе все же останется несколько автобусов, которые в отличие от перешедшего на брутто-контракты будут пока курсировать в рамках нетто-контрактов. Их финансирование будет зависеть не от километража и соблюдения расписания, как в брутто-случае, а от числа пассажиров и их платежеспособности. Впрочем, как отмечают в Минтрансе региона, это все же временное явление. Пройдут очередные торги, и весь курский транспорт будет работать в единой системе и по четким правилам.
До 1 сентября новая маршрутная сеть и способ оплаты будет работать в тестовом режиме. И чиновники, и перевозчики будут внимательно мониторить комментарии и жалобы в соцсетях, чтобы сделать транспортное обслуживание курян и гостей города более комфортным, и просят не только с пониманием отнестись к переменам, но и беречь новые автобусы.
Тем временем
Тамбовская область закупит 52 новых автобуса за счет специального казначейского кредита на сумму 400 миллионов рублей, добавив еще более 18 миллионов из местных бюджетов и иных источников финансирования. До 1 декабря в регион поступит пять машин большого класса, 14 - среднего и 33 - малого. Автобусы будут работать на внутренних маршрутах в Тамбове, Уварове и Моршанске, Токаревском и Пичаевском округах, а также по ряду межмуниципальных направлений. Воронежская область также оформила специальный казначейский кредит, уже на 800 миллионов, для закупки новых автобусов и оснащения их системами видеонаблюдения.