В начале июня опубликованы результаты очередного исследования. Что же выяснилось? Из 85 обследованных сайтов региональных парламентов электронные формы для обращений граждан действовали на 74, одиннадцать не работали из-за различных технических сбоев. Лишь треть электронных форм полностью соответствуют требованиям Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан". В большинстве случаев сайты требуют от гражданина указать те или иные не предусмотренные законом сведения: пол, социальное положение, статус заявителя, тему вопроса... Общая логика этих требований не прослеживается, скорее всего, посторонние вопросы - плод самодеятельного творчества разработчиков сайтов.
В ряде регионов введены технические ограничения для обращений граждан. Чтобы написать региональному депутату в Тюменской области, нужно ввести код активации из СМС-сообщения, в Краснодарском крае придется подтверждать электронную почту. Запрет копировать и вставлять текст введен на сайтах парламентов Чувашии, Астраханской, Волгоградской, Пензенской и Томской областей, Санкт-Петербурга, Чукотки. Возможно, эти барьеры разгружают депутатов от массовых рассылок, но создают существенные препятствия для обращений добросовестных граждан.
Это о форме. Что с содержанием? Эксперты провели эксперимент и отправили через все доступные электронные формы одинаковый вопрос: сколько депутатов работают в вашем парламенте на постоянной основе (то есть за зарплату), а сколько на общественных началах? Согласитесь, вопрос не праздный, весьма интересный для общества. Ответное письмо на обращение поступило из 63 парламентов, одиннадцать вопрос проигнорировали. Средний срок ожидания ответа составил 13 дней, что заметно меньше нормативного месяца - это хороший результат. Однако ответное письмо далеко не всегда означало конкретный ответ на поставленный вопрос. Исчерпывающе полные ответы дали 27 региональных парламентов, еще 28 ответили только на часть вопроса, восемь отделались отписками.
Благополучнее всего положение на Дальнем Востоке: обстоятельные ответы на вопрос поступили из половины парламентов федерального округа (Республика Саха, Забайкальский и Камчатский края, Магаданская и Сахалинская области). Наиболее тревожная картина выявлена на Урале, где исчерпывающий ответ дал только один парламент (Тюменская область). Житель Центрального федерального округа чаще других рискует столкнуться с отпиской.
Исследование выявило три ключевые проблемы: не отлажены функции электронных сервисов, сохраняются избыточные требования к формальной стороне обращений, наконец, по-прежнему сильны отказные модели реакции на запросы граждан.