04.07.2023 10:16
    Поделиться

    Российский геймдев занял новые ниши на отечественном IT-рынке и медленно растет

    По последним подсчетам, более 60 тысяч россиян проводят досуг за компьютерными играми. Причем большая часть игроков готова вкладывать в цифровые увлечения немалую часть собственного бюджета. Однако в глобальном плане этот сегмент рынка в регионах России остается небольшим. Эксперты убеждены, что инвестировать в видеоигры необходимо, но для этого следует изменить подходы к их разработке.
    В регионе работает летняя школа игровой разработки для начинающих.
    В регионе работает летняя школа игровой разработки для начинающих. / Евгения Новоженина / РИА Новости

    Только за прошедший год в отечественный сегмент разработки игр (геймдев) вложили более 960 миллионов рублей. Такие цифры приводит Институт развития интернета. При этом аналитики рынка практически в один голос заявляют, что объем инвестиций - далеко не самый значимый показатель. Куда важнее "отбить" вложения после выхода финального продукта. А с этим в нашей стране пока есть проблемы.

    - Если говорить о непосредственном релизе, то порядка 90 процентов российских игр до него не доживают и остаются на базе концептов. Дело не в том, что в нашей стране не умеют их создавать. Просто команды разработчиков зачастую далеки от бизнеса, - отметил генеральный директор Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр Александр Михеев. - Ведь именно на целевой аудитории, прибыльности проекта и его продвижении сегодня нужно делать основной акцент. Кроме того, нам по-прежнему нужно искать выходы на зарубежные рынки для игр, созданных в России, а не ограничиваться локальными маркетплейсами.

    Причем это не банальное желание заработать больше денег. Сегодня крупные игровые проекты ААА-уровня славятся своими феноменальными многомиллионными бюджетами, которые по объему инвестиций уже давно переплюнули киноиндустрию. В нашей стране такие игры можно пересчитать по пальцам одной руки. Все подобные проекты разрабатывались с прицелом на международный релиз, чтобы максимально "отбить" вложения. Целевой аудитории российского рынка для этого не хватит.

    - Следует понимать, что после ухода западных IT-компаний из России ситуация усугубилась, как для игроков, так и для разработчиков. Ведь до этого порядка 90 процентов игрового контента поставляли иностранные компании, а наши программисты зависели от их софта и специализированных платформ. Сегодня пользователи из России не могут совершать покупки на популярных игровых площадках. Отсюда колоссальное "проседание" объема продаж в российском регионе. Да, определенные лазейки остались, но этот рынок можно считать "серым", - рассказал "РГ" софт-разработчик из Калининграда Владислав Ткачев.

    По словам эксперта, сейчас в IT-сфере отсутствует хороший работодатель, готовый вкладываться в большие игры. Поэтому основные надежды следует возлагать на инди-команды, которые на энтузиазме и патриотизме смогут выпускать интересные проекты для частных инвесторов. Государство пока обоснованно не готово вкладывать миллиарды в игровую индустрию.

    - Это вопрос приоритетов. Сегодня куда важнее отладить отечественный софт, на котором работают основные системы, чем вкладываться в игрушки. Однако панические настроения в отечественном геймдеве удалось победить. Индустрия развивается и постепенно наращивает обороты. Да, пусть мелкими шажками, но мы идем вперед, - подчеркнула разработчик мобильных приложений из Санкт-Петербурга Елена Чумакова. - Не стоит забывать, что, помимо классических игр, на ПК и консоли есть мобильный сектор, который сегодня крайне популярен. Он приносит свыше половины доходов от объема мирового рынка геймдева. Здесь у наших студий, на мой взгляд, значительно больше возможностей, поскольку остались выходы на зарубежные площадки и маркетплейсы, готовые сотрудничать с разработчиками из России.

    Подход к созданию компьютерных игр тоже изменился. Сегодня девелоперы делают основной упор на историческую достоверность, отечественный культурный код и ненавязчивый образовательный процесс. Сеттинги Древней Руси, Великой Отечественной войны и славянского фольклора по-прежнему популярны как у взрослых, так и среди юных геймеров. Вкупе с увлекательным геймплеем такой патриотический нарратив, по мнению экспертов, вернет интерес молодежи к изучению истории родной страны. Однако для этого нужны определенные усилия со стороны государства. Крайне важно формировать правильный госзаказ на подобные продукты и способствовать их продвижению на внутреннем рынке.

    Только за прошедший год в отечественный геймдев вложили более 960 миллионов рублей

    Положительные примеры уже есть. Так, в первом квартале 2024 года должна выйти самая дорогая отечественная игра, посвященная событиям Смутного времени. Ее главным героем станет русский боярин, который принимал непосредственное участие в сборе Новгородского ополчения и битве за Москву. При этом львиную долю финансирования в размере 490 миллионов рублей выделил федеральный Институт развития интернета.

    Кадры для индустрии также необходимо готовить заранее, чтобы органично включать молодых специалистов в работу над перспективным проектом. В Калининградской области, например, регулярно открывают бесплатную летнюю школу игровой разработки для начинающих. Она ориентирована на школьников и студентов профильных колледжей и вузов, готовых связать свою жизнь с геймдевом. За два месяца ребятам не только рассказывают о тонкостях будущей профессии, но также помогают создавать собственные игровые прототипы. В планах организаторов - превратить самый западный регион страны в своеобразную Мекку для профессионалов российской игровой индустрии.

    Если отбросить развлекательную составляющую, то игра представляет собой обычный контентный бизнес. В него включаются трудовые отношения, лицензирование интеллектуальной собственности, маркетинг и другие аспекты. Задача современного российского геймдева - стать прибыльным.

    Тем временем

    По просьбе девелоперов федеральное правительство разработало специальный закон, направленный на развитие игровой индустрии. В частности, он помог исключить двойное налогообложение для компаний-разработчиков. В плане инвестиций повышенное внимание сейчас уделяют отечественным стриминговым сервисам и собственному игровому движку.

    Поделиться