В СЗФО работают над созданием собственной линейки качественных брендов

Более 85 процентов россиян хотят, чтобы в России появились новые сильные бренды. В регионах Северо-Запада отечественные товары уже весьма успешно замещают западные аналоги на полках магазинов. Вот только отсутствие грамотного продвижения и качественной упаковки не позволяет производителям расширить аудиторию. Эксперты полагают, что для этого нужно менять подход к брендированию.

Удивительно, но эффект от западных санкций оказался положительным и сыграл на руку российским предпринимателям. В Северо-Западном федеральном округе появляется все больше производств, которые предлагают действительно качественный продукт. Достаточно приглядеться к Калининградской и Вологодской областям, активно работающим над созданием собственной линейки брендированных товаров.

- Специфика калининградского ретейла заключается в том, что он перенял лучшие европейские торговые практики из-за близости границ ЕС. Эти процессы в эксклаве в целом происходят значительно быстрее, чем в других регионах России. Отсюда специфические требования калининградцев к ассортименту в магазинах. Радует, что если 15 лет назад мы просто копировали удачный опыт, то теперь наши компании создают собственные продукты, которые оказываются весьма конкурентоспособными, - отметил заместитель директора крупного калининградского ретейлера Алексей Елаев. - Потребитель оценивает как внешний вид продукта, так и уровень сервиса в торговых точках. В этом отношении покупатели нашего региона весьма привередливые, поскольку видели лучшие европейские образцы. Это подстегивает компании более эффективно работать. Для примера: за последние восемь лет ассортимент продукции калининградских производителей вырос в торговых сетях в четыре раза.

После ухода зарубежных компаний с регионального рынка катастрофы не произошло. Освободившиеся ниши быстро заняли местные производители, которые давно ждали возможности расширить свое влияние. Другое дело, что теперь особое внимание нужно уделять продвижению собственного бренда и знаку качества, заключил эксперт.

Товарная линейка Калининградской области сегодня не ограничивается продуктами питания. Предприниматели региона смотрят в сторону модной индустрии и косметологии. Так, семейный бизнес на востоке области занимается выпуском мыла, шампуня, гелей и бальзамов для сферы гостеприимства. Благодаря нацпроекту "Малое и среднее предпринимательство" калининградцы получили льготный заем на сумму два миллиона рублей под один процент годовых. Деньги супруги вложили в покупку оборудования и налаживание производства. В результате им удалось не только закрыть потребности внутреннего рынка, но и выйти на популярные российские маркетплейсы.

Еще одна калининградская компания создала собственный бренд молодежной спортивной одежды с акцентом на последние мировые тренды. Пусть цены на обновки кусаются из-за дорогого сырья и эксклавной логистики, но жителям региона новинки все равно пришлись по душе.

Один из самых успешных региональных брендов удалось раскрутить на Вологодчине. Сегодня наименование "Настоящий вологодский продукт" знает практически каждый житель страны. Предприниматели региона успешно замещают молочную, мясную и сырную продукцию, которую раньше завозили из-за границы. Сегодня под брендом работают более 80 предприятий, выпускающих почти пять тысяч наименований товаров.

Однако такие примеры - скорее исключение из правил. Многим компаниям по-прежнему сложно завлечь покупателя, привыкшего к раскрученному импортному продукту. Современный потребитель весьма притязательный. Маркетологи отмечают, что на этапе выбора продукта для него важны ощущения. Без узнаваемого бренда и грамотной упаковки даже качественный товар не подарит нужных позитивных эмоций и не увеличит прибыль. Необходимо переформатировать корпоративную культуру и регулярно инвестировать в товарные знаки. Это позволит компаниям удвоить прибыль. Важна также стабильность бренда, поскольку его смена даже при сохранении прошлой линейки продукции может негативно сказаться на объемах продаж.

- Многие предприниматели просто не понимают, какое окно возможностей для них открылось, и по-прежнему пребывают в некой тоске. Некоторые вовсе боятся написать название бренда на русском языке, отдавая предпочтение латинице, будто в этом есть некая потребность. Не нужно стесняться самих себя и своей культуры. У нас прекрасная страна, в которой бизнес может эффективно развиваться, - подчеркнул дизайнер Артемий Лебедев.

Другая проблема заключается в том, что российская продукция, ориентированная на экспорт, в нынешней обстановке игнорируется либо вызывает настороженность. Для ее решения федеральный центр разработал программу "Сделано в России". Главная задача проекта - помочь нашим производителям привлечь новых клиентов, достучаться до иностранного потребителя и создать единый национальный бренд качества. Координатором программы стал Российский экспортный центр (РЭЦ). Среди перспективных отраслей для продвижения называют фармацевтику, агропром и молочную продукцию.

Мнение

Наталья Кузнецова, директор направления маркетинговых исследований аналитического центра НАФИ:

- В разных отраслях к российскому производству относятся неоднозначно. Например, к отечественным продуктам питания, товарам для дома, стройматериалам, одежде и обуви потребитель весьма лоялен. А вот ситуация с автопромом или бытовой техникой куда сложнее. Поэтому бизнесу следует не только совершенствовать производственные процессы и технологии, но и формировать лояльность к российским брендам.