Как известно, розничные цены на топливо находятся на контроле у правительства. Цель - не допустить их роста выше инфляции. Этого пока не произошло, но темпы подорожания очень высокие. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) строго следит за всеми отклонениями от нормы в динамике цен на топливо как на розничном, так и на оптовом рынке. И ведомство уже предложило увеличить нормативы продаж бензина на бирже с 12 до 13%.
Именно на бирже начались первые нехорошие звонки с топливными ценами еще в середине апреля. Котировки пошли вверх, в июне обновив исторические максимумы. Рост совершенно справедливо увязали с сезонным фактором (в начале лета спрос растет) и периодом плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Смущали лишь темпы подорожания.
С начала июня ремонтируемые НПЗ стали возвращаться к работе, но цены и не подумали опускаться. Это было неудивительно для розницы, поскольку она реагирует на ситуацию на оптовом рынке с запозданием, но не упали и биржевые котировки, которые весьма быстро отзываются на изменения баланса спроса и предложения.
В Минэнерго 22 июня подтвердили, что дефицита бензина в России нет, более того, экспорт его снижается, а биржевые продажи растут. При этом именно в этот день марка АИ-92 обновила рекорд стоимости на бирже августа 2021 года: ее котировки впервые поднялись до 58,55 тыс. рублей за тонну.
Рост оптовых цен связали с намерением правительства вдвое сократить демпферные выплаты нефтяникам с 1 июля текущего года. Эти выплаты компенсировали разницу между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. Но правительство отложило корректировку демпфера на сентябрь, что должно было немного погасить страсти, а этого не произошло.
Как отмечает глава ФНЭБ Константин Симонов, свою роль в деле подорожания бензина на бирже сыграл и сезонный фактор, и ремонты на НПЗ, но главными оказались отношения государства и нефтяников по поводу налогообложения нефтяной отрасли. Здесь ключевым фактором стало намерение правительства уменьшить выплаты по демпферу нефтяным компаниям, ввести в его расчет коэффициент 0,5, что сократит выплаты на 50%.
Сейчас принято совершенно правильное решение отложить корректировку демпфера на осень, считает Симонов. Это должно на время снизить напряжение. Но еще важно, чтобы правила игры со стороны правительства были прозрачными и понятными для нефтяных компаний. Изначально все проблемы на внутреннем топливном рынке России решались посредством договоренностей между регулятором и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Последние всегда слушали регулятора, но этот процесс должен быть обоюдный. Сейчас регулятор услышал пожелания нефтяников, корректировка демпфера отложена. Если учесть, что у нас в цене бензина около 70% - это не прибыль компаний, а налоги и акцизы, уступка не такая уж и большая. Если корректировка все же произойдет, как планируется осенью, и будут приняты такие жесткие меры, как озвучивалось - сокращение выплат на 50%, то цены опять будут расти. Чудес здесь быть не может, отмечает эксперт.
Из казны на выплаты по демпферу в этом году уходит около 100 млрд рублей в месяц. В условиях дефицита бюджета более 3 трлн рублей это непозволительная роскошь. Впрочем, у правительства для остановки роста цен остается еще вариант ограничить или полностью запретить экспорт топлива из России. Причем на экономии за счет демпферных выплат бюджет получит больше, чем с экспортной пошлины за нефтепродукты (6-8 млрд рублей в месяц). Правда, это уже может отразиться на объемах переработки нефти, что повлияет на добычу нефти - главную статью доходов казны.
По мнению Симонова, увеличение объемов продаж топлива на бирже остановить рост цен не сможет, а запрет или ограничение экспорта будут контрпродуктивны. Все эти меры из учебника Economics. Наш рынок организован совершенно по-другому. В России биржевые цены на топливо не отражают модели из кривых спроса и предложения и равновесной цены на идеальном рынке. У нас нет независимой переработки. Причем это не наш просчет. Просто никто не хотел вкладываться в рынок независимой нефтепереработки в России. Вложились ВИНК и очень сильно. Наша нефтепереработка очень сильно развилась, выросла, даже по сравнению не с советскими временами, а с тем, что было всего 10 лет назад. И, кстати, именно поэтому отрасль очень неплохо справляется с санкциями. И сейчас дополнительные административные запреты ни к чему хорошему не приведут.
При этом Симонов отмечает, что розничные цены на бензин пока отстают от темпов инфляции, а в сравнении с подорожанием на оптовом рынке их рост почти незаметен. И, скорее всего, если правительство не будет принимать радикальные, жесткие и резкие меры в сфере налогообложения, то такая ситуация сохранится и в дальнейшем, считает эксперт.