В Кыргызстане испытали работу нового транспортного коридора

Китай, Кыргызстан и Узбекистан испытали работу нового мультимодального транспортного коридора. Он служит альтернативой транзитной железнодорожной ветке через Тянь-Шань, строительство которой пока только планируется. Маршрут, по которому будет осуществляться доставка коммерческих и, возможно, иных грузов, появился благодаря договоренностям, достигнутым в городе Сиань месяц назад в рамках саммита "Китай - Центральная Азия".
Транзитный коридор через Кыргызстан проходит по горным участкам и местности со сложным рельефом.
Транзитный коридор через Кыргызстан проходит по горным участкам и местности со сложным рельефом. / Влад Ушаков

Ветка без рельсов

В первой половине июня по новому маршруту из Китая отправился первый грузовой состав. Тестовый поезд сформировали из тридцати контейнеров с коммерческими грузами - солнечными батареями, механическим оборудованием, тканями и другими товарами. Стоимость продукции, перевезенной в пробном режиме, оценивается в 2,5 миллиона долларов.

Испытательный поезд стартовал от станции Ланьчжоу в северо-восточной провинции Ганьсу, примыкающей к Синьцзян-Уйгурскому автономному району (СУАР). До города Кашгар состав шел по действующей железнодорожной ветке. Затем грузы переместили на большегрузные автомобили, чтобы доставить их к границе КР - к пункту пропуска Иркештам, а затем перевезти по территории горной республики. Машины прошли по автодорогам до города Оша, связанного с железнодорожной сетью Узбекистана. Конечной точкой маршрута стал Ташкент.

По данным министерства транспорта Узбекистана (РУз), тестовый поезд находился в пути около пятнадцати дней. Его запустили для того, чтобы понять, насколько коммерчески выгодно и осуществимо движение по мультимодальному транспортному коридору. В ближайшее время участники проекта намерены оценить результаты и сделать выводы относительно рентабельности предприятия, а также перспектив самой железной дороги, которая пройдет через Кыргызстан схожим маршрутом.

Запустить испытательный поезд по мультимодальному транспортному коридору, кстати, стороны намеревались еще несколько лет назад, но из-за пандемии и других обстоятельств проект отложили. Протяженность нового маршрута, по оценкам экспертов, значительно короче альтернативных, пролегающих через пограничные пункты Хоргос и Достык (Казахстан). Трехсторонний мультимодальный коридор позволяет сократить сроки доставки грузов, что делает его более привлекательным и конкурентоспособным для участников международной торговли.

Определят модели

Проект строительства железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан тем временем перешел в новую фазу. Немногим ранее стороны завершили разработку технико-экономического обоснования и провели совместную оценку ТЭО. Теперь на очереди предметная экспертиза.

Согласно сообщению министерства транспорта и коммуникаций (МТиК) КР, на полях саммита в Сиане руководители профильных ведомств трех стран - Госкомитета по развитию и реформам КНР, МТиК республики и минтранса РУз - подписали документ, который непосредственно повлияет на сроки создания планируемой ветки. Согласно договоренностям, в ближайшее время участники проекта займутся определением модели его финансирования и способов строительства самой магистрали.

Общая протяженность железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан, по предварительным оценкам, составит около 454 километров, 280 из которых пройдут по территории КР. На всей линии планируется построить 18 станций, 81 большой и средний мост, а также 41 тоннель. При этом общая протяженность этих сооружений может составить чуть менее 146 километров! Или же около 47 процентов всей длины проектируемой ветки.

ЕАЭС одобряет

Кыргызстан тем временем заручился поддержкой проекта со стороны ЕАЭС.

- Продвижение проекта строительства железной дороги является стратегически выверенным и важным ходом, - подчеркивает министр Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арзыбек Кожошев. - Причем не только для Кыргызстана, но и Евразийского экономического союза в целом.

По его словам, поддержка инфраструктурных проектов, направленных на выход участников ЕАЭС из частичной транспортной изоляции, считается для интеграционного объединения приоритетной. "Что касается самого Кыргызстана, то, учитывая сложившиеся условия, нам важно объединить регионы железнодорожным сообщением, что послужит дополнительным стимулом для экономического развития, увеличения деловой активности и торговли внутри республики", - заявил Арзыбек Кожошев.

- Строительство железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан будет реализовано в рамках создания транспортно-инфраструктурного каркаса Евразийского экономического союза, - подтверждает слова коллеги заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Елена Шерышева.

По этой причине, как утверждает чиновница, решению важной задачи тем или иным образом призваны поспособствовать другие инфраструктурные проекты, реализуемые в странах ЕАЭС. Елена Шерышева напомнила, что на прошедшем в конце мая в Москве заседании Евразийского экономического форума лидеры государств ЕАЭС "заявили, что вопросы согласованного создания транспортно-инфраструктурного каркаса союза, системы логистики, бесшовности перевозок, оптимизации процедур контроля должны занять наиважнейшее место в евразийской повестке".

Тем временем

Железнодорожная ветка между городом Балыкчы (Кыргызстан) и станцией Луговое (Казахстан) будет электрифицирована. Модернизация дороги включена в перечень приоритетных интеграционных проектов Евразийского экономического союза.

Как заявил заместитель министра экономики и коммерции Кыргызстана Назарбек Малаев, проект имеет особую важность для Кыргызстана. Ветка, о которой идет речь, соединяет республику с железнодорожной сетью Казахстана, через который КР доставляет грузы в Россию и ряд других стран.

- Евразийская экономическая комиссия работает над цифровизацией транспортных коридоров с государствами ЕАЭС, - подчеркнул Назарбек Малаев. - Для этого и реализуются соответствующие планы. Наша республика, вместе с тем, предложила добавить в список еще два проекта - железной дороги Балыкчы - Кочкор - Кара-Кече - Макмал - Джалал-Абад и технического обоснования реконструкции объездной дороги вокруг Бишкека.