Как борются с пожарами с воздуха: 7 июля отмечает день рождения Авиалесоохрана

Днем рождения Авиалесоохраны принято считать 7 июля 1931 года, когда с целью авиапатрулирования лесных массивов с одного из аэродромов Нижегородской области взлетел самолет По-2. В настоящее время ФБУ "Авиалесоохрана" - это целая система, включающая в себя федеральную диспетчерскую службу, собственный Авиационный учебный центр, материальные и технические средства для помощи регионам в ликвидации лесных пожаров. Работа небесных огнеборцев - постоянная тема в российских региональных СМИ.
ФБУ "Авиалесоохрана"/ РИА Новости

"Треугольник" в огне

"Авиалесоохрана вызывает дожди на Колыме". Под таким заголовком газета "Магаданская правда" рассказала о том, как создается "лесопожарный треугольник" для борьбы с огнем в труднодоступных приграничных районах Магаданской области, Хабаровского края и Якутии, где стоит сухая и жаркая погода, сопровождаемая грозами и ветром.

В конце июня летчики-наблюдатели федеральной Авиалесоохраны вызвали дожди в районах крупных лесных пожаров в Магаданской области. Спецсамолет "Циклон" перегнали сюда из Тывы, где искусственные дожди помогли парашютистам-десантникам в ликвидации 12 пожаров. Огонь удалось погасить в труднейших условиях - в почти отвесных горах с уклоном до 70 градусов.

Помощь Магаданской области, Якутии и Хабаровскому краю в борьбе с огнем оказывают более 230 парашютистов и десантников. Дополнительно перебрасываются еще более 140 небесных огнеборцев из Бурятии и Приморского края.

Сегодня в дальневосточных и северных регионах команды Авиалесоохраны, лесных пожарных станций и привлеченных лиц тушат 26 очагов. Все эти районы труднодоступные и удаленные. Наземную технику удалось забросить для тушения 9 очагов. Ликвидация остальных идет исключительно вручную.

Несмотря на проблемы

Газета "Дальневосточный Комсомольск" сообщает: "Территория Королевства Бельгия - 30 528 квадратных километров. Именно такое по площади "зеленое море тайги" защищает от лесных пожаров Комсомольское авиаотделение Дальневосточной базы авиационной охраны лесов".

Три группы - две десантно-пожарных и одна парашютная, два самолета Ан-2, вертолет Ми-8 и два легких самолета "Сессна", вот и все техническое обеспечение. А еще ранцевый огнетушитель, лопаты, кирзовые сапоги и тяжелейший труд, часто связанный с опасностью задохнуться в дыму или, что нередко бывает, неожиданно встретиться с медведем, который смертельно напуган, раздражен и поэтому агрессивен.

- Пожароопасный сезон у нас начинается в марте-апреле, - говорит Андрей Германенко, командир центрального авиазвена Комсомольского отделения Дальневосточной базы авиалесоохраны. - В мае происходит весенняя вспышка, когда начинаются дачные работы, поэтому пожары возникают вблизи поселков, дорог. В этом году все прошло сравнительно удачно, в апреле-мае лесных пожаров практически не было.

Как говорит Андрей Германенко, сегодня главная опасность исходит от сухих гроз. От них в Солнечном районе возникли два пожара и несколько очагов загораний в Николаевском районе.

Пять лет назад пожарные авиалесоохраны говорили, что для них главная проблема - это финансирование и кадры. Как обстоят дела сегодня?

- Мы получили новую машину, "КамАЗ"-вахтовку. Но зарплаты остались на том же уровне. Так что можно сказать, все стабильно-урезано. Пять лет назад у нас было четыре группы, а теперь - три, и мы еще считаемся самым крупным отделением в Хабаровском крае.

В 2007 году авиалесоохрана была переведена из федерального подчинения в региональное. С тех пор заметно сократилось финансирование, в том числе по зарплатам личному составу. Парашютист-пожарный первого класса, проведя месяц на опасном дежурстве, получает… 22 тысячи рублей.

- Работа пожарных десантников очень тяжелая физически, и на такую зарплату, как наша, люди не хотят идти, - сетует Андрей Анатольевич. - Люди уходят, новые не приходят, средний возраст работников - предпенсионный.

Скудное финансирование оказывает влияние и на мобильность лесной пожарной службы. До очага возгорания группы добираются чаще всего на машинах, так как час полета вертолета Ми-8 стоит около 180 тысяч, самолета Ан-2 - 80 тысяч рублей. Немного выручает собственная авиация, два самолета Ан-2, один из них базируется в селе Богородском.

Но несмотря ни на какие проблемы местная авиалесоохрана надежно контролирует Комсомольский район и часть Солнечного, включая бассейн реки Горин. Всего же по Хабаровскому краю работают 17 оперативных авиаотделений, которые обслуживают свои участки. При возникновении серьезной ситуации в течение двух-трех часов любое отделение может прибыть на помощь соседям.

Между тем

В настоящее время прогнозируется высокая вероятность возникновения опасных очагов природных пожаров на территории 15 регионов трех федеральных округов России. На азиатской части - в Магаданской, Омской, Новосибирской и Иркутской областях, в отдельных районах республик Саха (Якутия) и Тыва, Камчатского, Забайкальского, Алтайского и юга Красноярского краев. На европейской части - в Архангельской, Мурманской и Вологодской областях, республиках Карелия и Коми. В июле средняя температура воздуха в Центральной России будет выше обычных показателей. Такая погода порадует отдыхающих, но добавит работы наземным и воздушным пожарным.