Как рассказали в объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга, в Куйбышевский районный суд Северной столицы пришел некий гражданин Б. В апреле этого года он купил в сетевом супермаркете апельсиновый сок. Дело было 22 апреля. А срок годности истек 20 апреля. Гражданин уверял, что заметил это слишком поздно - после кассы, и очень расстроился.
"После оплаты товара он прошел к полке внутри помещения магазина, чтобы сложить в пакет купленные продукты, и в этот момент обнаружил, что продукт обладает неприятным запахом и тухлым вкусом. Б. обратился к кассиру магазина с требованием возврата денег за некачественный товар, что и было сделано", - рассказывают в суде.
Однако инцидент не был исчерпан: гражданин выставил магазину счет. В иске он указал, что магазин "продажей некачественного и опасного товара причинил ему нравственные страдания, которые выразились в неуважении к нему как к потребителю, в его переживаниях по данному поводу, а также в беспокойстве об общей пищевой безопасности населения". Поэтому он попросил суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере одной тысячи рублей.
Суд не просто согласился с предложенными гражданином расценками, но добавил еще и 500 рублей. Нет, не от себя, а в качестве штрафа за нарушение прав потребителя. Так что покупатель в общей сложности получит 1,5 тысячи рублей.
Примечательно, что гражданин Б. уже не в первый раз приходит в суд с аналогичной проблемой. Либо у него редкая форма невезения, при которой ему часто попадаются просроченные продукты. Либо он взял на себя труд санитара магазинных полок: очищает их от всего плохого. И приучает продавцов к дисциплине: протухло - надо убрать. Иначе придется платить покупателю.
Немногим ранее этот гражданин через суд наказал супермаркет той же сети за залежавшиеся на прилавке пельмени. Все произошло по той же самой схеме. Купил, прошел к полке, чтобы сложить в пакет, и ужаснулся: пельмени есть нельзя. Просрочены.
И опять у гражданина сжало сердце от беспокойства за общую пищевую безопасность населения. И опять унять сердечную боль смогли полторы тысячи рублей. Не исключено, что история не закончена, и нас ждут новые иски - за колбасу, за пирожные, за сырки. И так далее. Работы в супермаркетах для покупателей-санитаров непочатый край.
Юристы подчеркивают: его пример - другим наука. Теперь прямо на кассах можно требовать не только возврата денег за просроченный товар, но и выплаты компенсации. Потому что, если магазин не раскошелится добровольно, то ему придется раскошелиться через суд. Причем, в таком случае к счету прибавится пятидесятипроцентный штраф за отказ добровольно выполнить законные требования покупателя.