Поделиться

Почему для бизнеса важно уметь правильно уволить сотрудника

На семинаре в Южно-Уральской торгово-промышленной палате (ЮУТПП), посвященном увольнению нарушителей трудовой дисциплины, был настоящий аншлаг - здесь собрались работодатели не только Челябинской области, но и других регионов. Организаторы, кажется, сами не ожидали такой активности. Что пробудило столь высокий интерес бизнеса к теме?
Руководитель, может быть, и не рад бесконечным перекурам, но уволить работников, соблюдая законодательство, не так-то просто.
Руководитель, может быть, и не рад бесконечным перекурам, но уволить работников, соблюдая законодательство, не так-то просто. / Татьяна Андреева/РГ

- Сегодня это одна из болевых точек, - говорит руководитель комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства, председатель коллегии адвокатов Челябинской области "Экономическая" Андрей Коршунов. - Не так давно я выпустил книжку "Юридическая техника безопасности бизнеса". Ее основная идея - рассказать не о нормах закона, а о том, где предприниматели теряют деньги, в том числе работая со своим персоналом. Потери от неумения увольнять носят не эпизодический, а хронический характер. По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, они составляют примерно 500 миллионов рублей ежегодно.

Сейчас тема приобрела особую актуальность?

Андрей Коршунов: Конфликт труда и капитала вечен, но меняются сопровождающие его обстоятельства. Нынешним трендом стал более пристальный взгляд на права наемных работников. С другой стороны, рыночная конкуренция, необходимость выживать в сложных условиях подталкивают работодателей к тому, чтобы требовать большей отдачи от персонала за ту же зарплату, и это тоже обостряет противоречия.

Но, если смотреть на модель этих отношений, следует признать: регулирующее их трудовое право по-прежнему существует в старой парадигме. Трудовой кодекс писали в советские годы, и с тех пор он мало изменился, хотя жизнь вокруг кардинально иная. Раньше работодатель был один - государство, сейчас их множество. Поэтому конфликт работодателя и его сотрудника нельзя распространять на все общество - это, по сути, спор частных субъектов.

Непредвиденные расходы предприниматель переложит на себестоимость, и получится, что за бесполезного сотрудника рассчитаются покупатели и смежники

Фемида здесь полностью беспристрастна?

Андрей Коршунов: Я мог бы сказать, что судебные споры выигрывает тот, кто лучше знает законы и правоприменительную практику. Но должен констатировать, что работник у нас всегда был хорошо защищен, продолжает оставаться таковым и сейчас. Слабой стороной трудового договора признается именно он, и, если его вина не будет полностью доказана в суде, он выиграет процесс. Зная эту особенность, некоторые консультанты теперь советуют бизнесменам: если способны обходиться без работников, лучше не принимайте их.

Предлагают использовать серые и черные схемы при трудоустройстве?

Андрей Коршунов: Нет, есть же альтернативы: аутсорсинг, субподряд. Когда нет сбалансированного регулирования, которое устраивало бы обе стороны, конечно, возникают и теневые схемы. Но они создают лишь дополнительную нагрузку на нанимателя, который должен что-то скрывать, быть в напряжении. Невыгодно это и работнику.

Когда дело доходит до суда, насколько часто он встает на сторону работника?

Андрей Коршунов: Я не большой сторонник статистики, она работает на крупных выборках, а для конкретного предпринимателя бесполезна, потому что ничего ему не гарантирует. Тем не менее в 53 процентах случаев, если дело касается споров об увольнении по инициативе работодателя, судебные инстанции удовлетворяют требования работников. Это вытекает из практики Верховного суда.

Какие типичные ошибки совершают работодатели?

Андрей Коршунов: У всех трудовых конфликтов несколько стадий, и на каждой с персоналом имеют дело разные специалисты: одни принимают новичков, другие увольняют трудоустроенных, третьи участвуют в судебных разбирательствах, а платят за все четвертые - предприниматели. И если на каком-то этапе цепочки документы оформляются не должным образом, в них появляются пробелы, это играет против руководства компании. Порой документы подписываются и задним числом: мол, что-то забыли, исправим - не беда. С работником, который вошел в стадию конфликта, так не получится. Поэтому на судебном заседании оперируют тем, что есть. Между тем позиция Верховного суда, отраженная на одном из ключевых пленумов, заключается в том, что наличие оснований для увольнения, соблюдение самого порядка должен доказывать работодатель. Поэтому начиная со стадии приема на работу ему нужно готовиться к тому, чтобы убедительно выглядеть при возможном разбирательстве при увольнении. Более того, когда работник даже еще не принят, надо понимать, какие документы понадобятся, чтобы подстилать себе соломку по мере его продвижения по службе.

Весь документооборот должен вестись в режиме реального времени?

Андрей Коршунов: Конечно. Случай из практики. На одном из местных предприятий явился пьяный сотрудник на смену. Мастеру было не до составления актов, он просто отправил того домой, заставив написать заявление об увольнении по собственному желанию. Виновник дома протрезвел, обсудил все детали с женой, пошел в отдел кадров и отозвал заявление, на что имел право. В ответ его перестали пускать на завод, но суд восстановил пьяницу на работе, обязав предприятие еще и оплатить дни простоя. Документов-то, подтверждающих провинность, не оказалось, а оформить их вдогонку уже нельзя.

Сколько бизнес теряет из-за невнимания к трудовому праву?

Андрей Коршунов: Мы с коллегами попытались произвести некоторые подсчеты исходя из данных Верховного суда, поделив проигранную бизнесом сумму на количество удовлетворенных требований. Получилось, что величина "среднего чека" около 200 тысяч рублей, а их у одного предприятия может быть несколько. Для крупной организации это не критично, а вот для малой уже болезненно и, возможно, сопряжено даже с потерей финансовой устойчивости. Положение усугубляет и психологический аспект. Когда в коллективе видят, что работодатель не умеет правильно выстраивать отношения с подчиненными, сыпется, как правило, и общая дисциплина, а это грозит более серьезными издержками. Поэтому главным навыком работы с персоналом считается способность осуществлять безболезненные увольнения.

Сейчас все говорят о дефиците рабочих рук, а значит, предприятия должны держаться за кадры. Тем не менее желание расстаться часто оказывается сильнее?

Андрей Коршунов: Так и есть. Не надо забывать, что не все, кто готов ежедневно приходить на работу, - трудовые ресурсы. Вот еще пример из практики: принимает коммерсант бухгалтера, который не пьет и не опаздывает, но постоянно готовит такие финансовые отчеты, из-за которых у компании проблемы. Очевидно, что не справляется со своей функцией. И что в этом случае прикажете делать? Ведь мучаются люди, в конце концов они все равно расстанутся. Только работнику безразлично, сколько времени займет этот процесс, он, как говорят, стул просиживает, а вот работодателю медлительность выйдет боком, поэтому свои непредвиденные расходы он постарается переложить на себестоимость выпускаемой продукции. И получится, что за бесполезного сотрудника рассчитаются покупатели и смежники.

Что обычно советуете бизнесменам, которые не могут очевидным способом расстаться с нерадивым работником?

Андрей Коршунов: Законодательство предлагает увольнение по соглашению сторон. Часто это и кнут, и пряник. Человеку предлагают повышенную компенсацию за уход, но при этом дают понять: не захочет "по-хорошему", будет "по-плохому". Это рискованный путь. Слушателей я предупреждал о подмене оснований. Если вы заключаете с кем-то договор подряда, скажем, на покраску забора, можете прервать его в любое время, если недовольны выполненной работой. Компенсируете понесенные затраты и разойдетесь. Но, если трудоустроили кого-то под эту покраску, сделать так уже не получится. Хорошо красит человек забор или нет, вы будете обязаны ему платить, если он является на объект вовремя и не нарушает дисциплину. Наемник, считается, продает часы своей жизни.

Нынешняя практика не позволяет соблюсти баланс интересов работников и работодателей?

Андрей Коршунов: Какое-то равновесие всегда устанавливается. Вопрос: насколько оно способствует развитию? В прошлом веке Гвидо Калабрези, один из основоположников такого направления, как экономика и право, заметил, что излишняя зарегулированность отрасли ведет к сокращению или прекращению инвестиций. Например, в те сферы, где было сильно влияние профсоюзов, вкладывали гораздо меньше. Поэтому, с одной стороны, защита прав трудящихся - это хорошо, но в рынке плюсы и минусы часто меняются местами. С другой стороны, нещадно эксплуатировать работника тоже нельзя, может аукнуться неожиданными последствиями. Ведь когда на Западе началось столь сильное внимание к трудовому праву? После Октябрьской революции: пришло понимание, что палку здесь перегибать опасно. Поэтому поиск баланса - сложная вещь.

Наличие сильного профсоюза может стать дестабилизирующим фактором, мешающим коммерции?

Андрей Коршунов: Как адвокат, работающий с предпринимателями, я понимаю, что все имеет свою цену, которая закладывается в себестоимость товара. Если появляются риски, связанные с деятельностью профсоюзов, они также учитываются. А когда рентабельность становится незначительной или вовсе отрицательной, этой деятельностью перестают заниматься.

Как должно измениться трудовое право, чтобы соответствовать нынешним реалиям?

Андрей Коршунов: На мой взгляд, следовало бы предусмотреть какое-то основание, позволяющее работодателю расставаться с сотрудниками по его желанию, расторгая трудовой договор. Думаю, этому препятствует мнение, что тогда несознательные собственники-капиталисты начнут чинить произвол, лишая трудящихся работы. Это не так. Если уж исходить из классовой парадигмы, надо вспомнить теоретиков: за 1000 процентов прибыли капиталист сделает что угодно. Если работник на самом деле обеспечивает ему высокую прибыль, так он его еще и уговаривать будет, чтобы не увольнялся, ходить за ним, создавать условия.

Не приведет ли это к другой крайности, когда человека можно будет отправить за проходную по любой причине: лицо не нравится, не так здоровается, много критикует?

Андрей Коршунов: Такие вещи есть, однако ни один руководитель не признается в подобных слабостях. Периодически, конечно, приходится слышать разные истории: мол, сменилось руководство, новый начальник невзлюбил, стал выживать. Но мне трудно судить, насколько это распространено, да и идея у бизнеса другая. Я часто наблюдаю примеры иного свойства, когда бизнесмены говорят: да, у этого человека сложный характер, но руки золотые и голова светлая. Поэтому терпят, не идут на конфликт: кто станет избавляться от курицы, несущей золотые яйца? Расчетливый предприниматель на это никогда не пойдет.