Но это общие, окончательные цифры, которые не отражают нюансы - разные виды налоговых поступлений в казну из отрасли, квартальные выплаты, расходы на поддержку нефтепереработки и прочее. А именно в динамике изменений этих отдельных факторов заложен возможный рост нефтегазовых выплат в будущем. С большой долей вероятности его можно ожидать в июле, а устойчивый рост едва ли случится раньше октября-ноября.
Максимальный для этого года мартовский результат был получен благодаря выплатам нефтяниками налога на дополнительный доход (НДД) за четвертый квартал 2022 года. Выплаты по НДД за первый квартал 2023 года поддержали доходы бюджета в апреле. За второй квартал НДД будут выплачивать в июле, поэтому и справедливы ожидания увеличения общей суммы доходов из отрасли. Дальше будет опять перерыв, уже до октября. Но это технический фактор.
На нефтегазовые доходы бюджета сейчас также влияют цены на нашу нефть, объемы добычи и экспорта, а также изменения в налоговом законодательстве. Максимальные за 2023 год выплаты по основному налогу для нефтяников и главному источнику пополнения бюджета - налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) были сделаны в мае - 560,6 млрд рублей, что почти сопоставимо с итоговой суммой нефтегазовых доходов за этот месяц - 570,7 млрд рублей. Это было связано с изменениями с апреля правил определения цены нашей нефти Urals, которая используется для расчета налогов.
Дисконт на Urals снизился с 35 до 19,5 доллара за баррель, но из-за падения мировых нефтяных котировок сама цена в июне (55,28 доллара за баррель) оказалась ниже апрельской (58,63 доллара за баррель). Если дисконт не начнет опять увеличиваться, а цены на нефть пойдут вверх, то и доходы по НДПИ будут расти. Ожидается, что мировые котировки пойдут вверх к концу лета - в начале осени. Налоги платятся за прошлый месяц, поэтому и можно говорить о росте доходов с октября-ноября.
Как отмечает директор департамента корпоративных финансов ИК "ИВА Партнерс" Артем Тузов, сейчас Россия в непростом положении, когда цены на нефть в валюте около минимумов с начала года, добыча падает, экспорт не растет. Тот экспорт, который осуществляется, идет преимущественно в Китай и Индию. Если по торговле с Китаем вопросов нет, с Индией вопросы расчетов до конца не решены. В результате снижение курса рубля к иностранным валютам не может быть источником доходов бюджета. Скорее, это рыночный механизм сглаживания колебаний всех остальных факторов.
Схожее мнение высказал аналитик ФГ "Финам" Андрей Маслов, который уточняет, что существует проблема с продажей нефти за локальные валюты, которые остаются в российских дочерних компаниях за рубежом и не поступают в бюджет. Учитывая текущую ситуацию, уровень цен как минимум в 80, а лучше 85-90 долларов за баррель сможет сбалансировать ситуацию, но пока эти уровни вряд ли достижимы.
Что касается объемов добычи и экспорта, то по нефти мы оказались вынуждены ограничивать сами себя для поддержания котировок барреля. Россия с марта добровольно снизила добычу на 500 тыс. баррелей в сутки, а с августа еще на 500 тыс. баррелей будет сокращен экспорт нефти, что, вероятнее всего, будет также делаться за счет снижения добычи.
С газом ситуация немного иная. Как отмечает Тузов, НДПИ на газ был увеличен в прошлом году, поэтому снижение частично компенсировано. При этом обвал экспорта в три раза в дальнее зарубежье (в Европу) не может не привести к сокращению добычи, а значит, и к снижению НДПИ. По мнению эксперта, для бюджета актуальной альтернативой может быть индексация внутренних цен на газ. Но это, в свою очередь, разгонит инфляцию и снизит доходы других участников экономики РФ.
С точки зрения Маслова, поступления НДПИ с добычи газа скорее всего продолжат снижение как минимум до осени, когда начнется закачка газа в хранилища перед зимой.
Остаются действия регулятора, то есть изменения в налоговом законодательстве. По данным СМИ, минфин уже подготовил целый пакет предложений. Но сильно повысить нагрузку на отрасль уже едва ли получится, основной ее рост случился в 2022-2023 годах на фоне сверхдоходов с экспорта газа и подорожания нефти. НДПИ будет повышаться, как и предусмотрено планом, но не так, как в прошлом году. Наибольшую выгоду бюджет получит с корректировки демпферного механизма с сентября этого года, компенсирующего нефтяникам из бюджета разницу между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. Размер компенсации может сократиться вдвое, что может принести дополнительно в бюджет 40-50 млрд рублей ежемесячно. Но средства эти бюджет получит опять же не раньше октября.