Остров Мартиника входит в состав Франции как заморская территория. Он находится далеко от материковой части страны - в Карибском море, где особенно остро стоит вопрос о репарациях за трансатлантическую работорговлю. Колониальные державы, в том числе Франция, вывезли в регион около 5 миллионов невольников, заставляя их выполнять тяжелейшую работу в суровых условиях. Хотя рабство во Франции отменили еще в 1848 году, старые раны до сих пор не зажили.
Нынешнее ходатайство было подано Международным движением за репарации и двумя другими группами. Суд обосновывает свой отказ тем, что никто из этих потомков рабов не имеет доказательств того, как лично они понесли ущерб от преступлений против их предков.
Один из адвокатов со стороны истцов Жорж Эммануэль Джермани обвинил высшую судебную инстанцию в том, что та находится "вне постколониальной реальности" и не признает преступлений против человечности. Его коллега Патрис Спинози пообещал, что они обратятся в Европейский суд по правам человека с новой апелляцией.
Впрочем, победа потомков рабов маловероятна, ведь Кассационный суд Франции - уже не первая инстанция, которая отказывает им в возмещении. Международное движение за репарации и его сторонники пытаются добиться своего еще с 2005 года, но, хотя ЕСПЧ и признавал их претензии приемлемыми, позиция Франции остается непреклонной. В прошлом году, например, просьбу отклонил Апелляционный суд Мартиники. Он отметил, что во французском праве рабство и так уже признано преступлением, а вопрос о репарациях был снят.
Во Франции 10 мая 2001 года действительно приняли закон Тобира, названный в честь политика Кристиан Тобира, которая была автором законопроекта. Он символически признает работорговлю и само рабство преступлениями против человечности. Благодаря закону в курсе истории школьной программы страны было пересмотрено место атлантической работорговли. А с 2006 года 10 мая французы отмечают Национальный день памяти о работорговле и ее отмене.