Продать квартиры с маткапиталом станет проще
Продать квартиру, купленную с использованием маткапитала, вскоре, вероятно, будет проще. В Госдуму внесен законопроект, который призван упростить такие сделки.
Сейчас семьи зачастую не могут продать квартиру, купленную с использованием маткапитала, до полного погашения ипотечного кредита. Они должны сначала погасить ипотеку (часто уже за счет средств покупателя), наделить членов семьи долями в жилом помещении и только после этого продавать свое жилье и покупать другое. Это приводит к затягиванию сделок и вынуждает продавать недвижимость по цене ниже рыночной, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы документа предлагают дать семьям возможность перенести обязательства о наделении долями на другое, вновь приобретенное, жилое помещение. Но - только в некоторых случаях: если новая квартира больше по площади или дороже по кадастровой стоимости.
"Тем самым не ущемляются права несовершеннолетних детей на получение доли в жилом помещении. И при этом граждане получают возможность обменять одно жилье на другое без потери в цене и тем самым решить свою жилищную задачу", - отмечают авторы законопроекта.
Кроме того, у взрослых членов семьи появится право отказаться от получения доли в квартире с маткапиталом. Действующей версией закона не закреплена возможность совершеннолетнего гражданина и супруга лица, получившего сертификат, отказаться от получения им доли в жилом помещении. Это противоречит нормам Гражданского кодекса, согласно которым граждане осуществляют свои гражданские права своей волей, говорится в пояснительной записке.
Также законопроектом уточняются сроки, когда владелец маткапитала обязан оформить купленное жилье в общую собственность.
С момента появления маткапитала им воспользовались уже более 7 млн семей. Более половины из них потратили маткапитал на погашение ипотеки или использовали его как первый взнос по кредиту.
Сейчас продать квартиру с детскими долями можно только с разрешения органов опеки, которые должны убедиться, что имущественное положение ребенка не ухудшится. Эта процедура достаточно долгая, причем опека может и не согласовать сделку, поскольку четких критериев, что является улучшением жилищных условий, а что нет, отмечает один из разработчиков законопроекта зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. В то же время у органов опеки есть ответственность - если они что-то сделают не так, на них могут затем подать в суд.
Органы опеки могут сказать: мы не верим, что в будущей квартире, даже улучшенной, вы что-то приобретете ребенку, - отмечает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Часть покупателей ради упрощения сделки просто не оформляет долю детей в имеющейся квартире и умалчивает об этом. Но уже после продажи квартиры это может выясниться, и органы опеки из-за ущемления интересов ребенка могут в судебном порядке оспорить сделку. Рискует уже покупатель жилья.
"Законопроект пытается распутать жизненные ситуации, когда купленную с использованием маткапитала квартиру до окончания выплаты ипотеки граждане по какой-то причине решили продать. Сегодня такие семьи оказываются между молотом и наковальней - с одной стороны банки, которые не хотят снимать обременение, опасаясь неполной выплаты долга, с другой стороны органы опеки, которые следят за тем, чтобы не было бездомных детей. В итоге сделки купли-продажи в результате сложных юридических и риелторских процедур на практике все равно совершают, но новые собственники могут пострадать, если дело попадет в суд и сделка будет признана ничтожной", - рассуждает аналитик Народного фронта Павел Склянчук.