За дикий женьшень в Китае готовы платить много - в семь, в десять раз больше, чем за плантационный, особенно, если по форме корень классический, напоминает фигурку человека. А ведь, по мнению экспертов, в регионе в природе сохранилось всего от 20 до 100 тысяч экземпляров Panax ginseng. И хотя теперь за его сбор Госдума ввела уголовную ответственность, "черных корневщиков" это может и не остановить - схема отлажена.
Жители российских таежных сел нелегально корень копают, китайцы контрабандой вывозят его на родину. Так, только сотрудники Уссурийской таможни в Приморском крае за последние десять лет пресекли 19 попыток вывезти корень женьшеня в Китай. Сумма предотвращенного ущерба по официальным расценкам составила более 11 миллионов рублей.
- При этом следует учесть, что из-за противоэпидемических мер пассажирского движения через погранпереходы не было почти три года, - отмечает начальник Уссурийской таможни Алексей Кузьмин. - Чаще всего нарушителей задерживали в пункте пропуска Полтавка. Второй в антирейтинге - пункт пропуска Пограничный, Самый крупный объем предотвращенной контрабанды - 75 корней общим весом свыше 1,2 килограмма.
В мае 2023-го на территории Уссурийского заповедника (находится под управлением дирекции заповедников "Земля леопарда") вернули в природу 35 корней женьшеня, с которыми задержали контрабандистов сотрудники Дальневосточной оперативной таможни. Надежда на то, что краснокнижные приживутся, большая: успели вовремя, да и опыт есть. На "Земле леопарда" уже растет плантация спасенного женьшеня.
- Высаженный ранее в национальном парке женьшень, также отобранный у браконьеров, прижился хорошо. Сотни редких растений зацветут уже в этом году, - говорит директор ФГБУ "Земля леопарда" Виктор Бардюк. - Конечно, популяцию нужно восстанавливать. И лучшее место для возвращения женьшеня в дикую природу - особо охраняемые природные территории, где он будет под защитой и от браконьеров, и от пожаров.
В нацпарке работа пока ведется только с изъятыми у "черных корневщиков" и контрабандистов растениями. А вот сотрудники недавно открывшегося владивостокского Музея женьшеня выращивают корень жизни на плантации прямо в городе. Одна часть урожая идет на нужды музея, вторая - помогает реализовать совместный с лесоохраной проект возвращения Panax ginseng в тайгу. В этом году посадки пройдут на территории, прилегающей к Лазовскому заповеднику.
- Выращивание женьшеня в ДФО, к сожалению, - некоммерческая история. В большинстве случаев этим занимаются энтузиасты. Культура многолетняя, и объемы не позволяют выйти на самоокупаемость, - рассказывает методист музея Илья Смирнов. - Раньше был совхоз "Женьшень", снабжавший продукцией большую часть СССР. Он открылся в селе Староварваровка Анучинского района Приморского края в 1962 году. А первый урожай там сняли только спустя 14 лет.
С распадом Советского Союза совхоз прекратил работу. Бизнес не раз безуспешно пытался возродить культивирование женьшеня в промышленных объемах. Одну из последних попыток предприняла в той же Староварваровке "Тихоокеанская инвестиционная группа" ("Тигр"), планировавшая вложить в специализированное хозяйство значительные средства.
Однако, как сообщила начальник отдела сельского хозяйства Анучинской администрации Галина Васильева, пока плантаций "ТИГРа" в районе нет. Запрос редакции в саму компанию остался без ответа. Нет информации и о проекте организации "Ливэй", заявившей о планах по выращиванию 30 тонн (!) женьшеня. Для сведения: тот самый первый урожай совхоза "Женьшень" был рекордным и составлял 150 килограммов.
Культивируют женьшень в ДФО только частные лица. Среди них, к слову, немало бывших работников совхоза. Кто-то растит для себя, кто-то еще и на продажу. Но заработать только на женьшене на малых площадях нельзя. Товарного веса российские и китайские корни, в отличие от быстрорастущих корейских, достигают к пяти-семи годам. Правда, и увядать корейский корень начинает раньше, в 12-15 лет против 25 у российского и китайского.
- Доходы от женьшеня составляют половину общей прибыли, - констатирует предприниматель Анна Флоря. - Остальное дают саженцы декоративных кустов и деревьев.
Это семейное фермерское хозяйство "Земледар" находится в Лазовском районе Приморья. Оранжереи с женьшенем занимают примерно 1,5 гектара, и на такой же площади разместился "огород" под пологом леса. Продукция хозяйства - мед с женьшенем, травяные сборы-чаи, сухая настойка для самостоятельного приготовления.
А с нынешнего июня питомник проводит экскурсии для тех, кому хочется посмотреть, как растет таежное сокровище. Еще одно направление - сдача корня для производства лекарств. В планах - сотрудничество с владивостокской фармкомпанией. Похоже, именно частные агрохозяйства смогут стать основой для восстановления отрасли. Тот же "Земледар", который занимается корнем жизни с 2018-го, каждый год увеличивает под него площади. •
Справка
Женьшень -лекарственное многолетнее травянистое растение семейства аралиевых. В основном используется как адаптоген и в качестве общетонизирующего средства. Произрастает на востоке Азии, есть область распространения в Северной Америке. К настоящему времени природный ареал женьшеня сильно сократился, во многих районах прежнего произрастания эта культура исчезла. Растение занесено в Красную книгу РФ.