"Выпавший пепел - беда": Вулканолог Николай Жаринов - об извержении Шивелуча, жизни и характере красивейших вулканов планеты

Николай Жаринов посвятил вулканам всю свою жизнь. Без остатка и без преувеличения. Без малого полвека Николай Алексеевич живет в вулканическом сердце мира - камчатском поселке Ключи. Двадцать шесть лет он руководил здесь уникальной вулканологической станцией, сейчас работает старшим научным сотрудником.
Вулканолог Николай Жаринов.
Вулканолог Николай Жаринов. / Александр Ярошенко

В Ключи с ключами

- Вулкан - это уникальная система, по которой можно понять, как зарождалась и продолжает формироваться жизнь на Земле, - говорит камчатский вулканолог Николай Жаринов.

Улыбнувшись одними глазами, продолжает:

- Понимаешь, как известно, люди подолгу могут смотреть на воду, огонь, я бы еще сюда добавил - на извергающийся вулкан. Это такая природная мощь и красота - словами не передать.

Он родился там, где о вулканах многие и не слышали - на другом конце России в калужской деревеньке Салтановка.

-Мне был годик, как началась война. Хату нашу немцы сожгли, а нас восемь детей было в семье. Как выжили - до сих пор понять не могу, - Николай Алексеевич замолкает, затем проглатывает предательский ком.

В 12 лет он остался без матери, мальчишку воспитывали старшие сестры. Коля с детства был любопытным, увлекался метеорологией.

С удовольствием ходил на кружок юных синоптиков, где нужно было три раза в день наблюдать и записывать все природные явления.

Ради этого мальчишка вставал ни свет ни заря.

- Мы под руководством учителя географии составляли метеосводку. Высшим шиком было, когда мне из школьной учительской разрешали звонить в контору ближайшего совхоза, сообщать прогноз погоды,- улыбается Николай Алексеевич.

Он по образованию геодезист, выпускник Московского института инженеров землеустройства. Дипломную практику проходил в институте исследования Земли, который курировала Академия наук СССР. Это и определило его дальнейшую жизнь.

- Брат мой, там была потрясающая школа и уникальные специалисты. Они и влюбили меня в вулканологию, - говорит Николай Жаринов.

Трудиться начинающий вулканолог начал на Колыме, с экспедициями объехал Забайкалье, Якутию и Бурятию.

В начале 70-х годов молодого ученого пригласили работать на Камчатку в институт вулканологии.

Он приехал на полуостров в 1973 году с женой и двумя маленькими сыновьями, руководство Камчатского института вулканологии встретило их с ключами от новой квартиры.

Вскоре вулканолог Жаринов прибыл в поселок Ключи, к подножью знаменитого вулкана Ключевская сопка.

- Запомнил, что тогда здесь в магазине не было картошки и лука. Только консервы и березовый сок в трехлитровых банках, - вспоминает Николай Алексеевич.

Тогда вулканологи технически "вооружены" были совсем не так, как сейчас, поэтому ученые большую часть времени проводили "в полях".

Так они называют свои экспедиции, которые месяцами квартировали у подножья вулканов.

- Рядом с Ключами четыре действующих вулкана. Ключевская сопка, Шивелуч, Толбачик и Безымянный. Они разные по своей структуре и поведению, - замечает вулканолог.

Два последних - это базальтовые вулканы, причем Толбачик - вообще геохимический феномен, в его породе очень много оксида калия.

А Шивелуч и Ключевская сопка - андезитовые образования, их отличает высокое содержание диоксида кремния. Жаринов их называет "противными". Говорит, что несколько вулканологов заплатили здоровьем за наблюдения за этими огнедышащими горами.

- В пепле этих вулканов много фтора, а его переизбыток в организме вызывает разрушение костей, - отмечает Николай Алексеевич.

С 1978 года и на протяжении 26 лет Николай Жаринов был директором Ключевской вулканологической станции. Принимал ее, когда на станции было шесть лошадей и один автомобиль.

Гром и огненные "бомбы"

Был период, когда вулкан Толбачек извергался полтора года. Непрерывно.

Все это время ключевские вулканологи ни на один день не отходили от его подножий. Фиксировали и анализировали каждый вулканический "вздох" и "чих".

Главный "смотритель" Ключевских вулканов заверяет, что извержение "огненных гор" - красивейшее зрелище.

Из кипящего жерла вулкана вырываются языки пламени, он стреляет огненными "бомбочками" - раскаленными кусками лавы. В это время небеса грохочут раскатами грома.

- Вулканы коварны! Однажды наблюдали извержение, и неожиданно в нашу сторону потекла раскаленная лава. Жидкая, текла быстро. Чудом ноги унесли, - вспоминает вулканолог.

В апреле этого года Ключи и научный мир вздрогнули от небывалого по своей мощи извержения вулкана Шивелуч.

- Проснулся утором 11 апреля, а вместо дня ночь. Все темно от пеплопада. Я все понял в одну секунду, - вспоминает Николай Алексеевич.

За несколько дней вулкан Шивелуч выбросил до 30 килограммов пепла на один квадратный метр. Это очень много! Ничего подобного наука на Камчатке не помнит. Обычно извержение дает не более 500 граммов пепла на квадратный метр.

Вулканический бунт случился не вдруг! Жаринов с коллегами первые меняющиеся процессы Шивелуча заметили в 1980 году.

Тогда на вулкане начал расти новый купол.

- Когда растет купол - это значит, что из нутра вулкана начинает выпячиваться лава. За 43 года купол на Шивелуче вырос на 500 метров. Под давлением лавы купол развалился, и началось извержение, - объяснил Николай Алексеевич.

Выпавший пепел - беда, говорит ученый. Еще никто не знает, чем это может обернуться для людей и природы. В пепле много серы, он высох и превратился в мельчайшую пыль. Природе потребуется много времени, чтобы это все безобразие нейтрализовать.

В 1964 году в Ключах так же мощно извергался вулкан Безымянный. В тот год в поселке случился невиданный урожай картошки. Старожилы помнят, что выкапывали клубни размером с голову младенца.

Что будет после апрельского извержения Шивелуча - покажет время.

Природный бриллиант

В камчатских Ключах жизнь тяжелая. Отдаленность, бездорожье, суровый климат. Снега выпадает до двух метров, ветер 40 метров в секунду - почти норма. Цены в магазинах кусаются цепными собаками. Самые дешевые помидоры от 500 рублей за килограмм. Но все эти трудности меркнут перед великолепием здешнего уникального ландшафта.

- Если бы жизнь можно было отмотать назад, я бы ни секунды не раздумывал. Сел в самолет и снова прилетел сюда, - говорит Николай Жаринов.

Во всем "виноваты" вулканы! Только рядом с ними он чувствует себя счастливым.

- Я здесь занимаюсь любимым делом. А Камчатка - это природный бриллиант России. Согласны? - спросил меня старейший вулканолог России.

Бесспорно!

Справка "РГ"

Ключевская вулканологическая станция имени академика Левинсона-Лессинга основана в 1935 году. За это время вулканологи детально изучили строение, извержение и геохимию большей части вулканов Камчатки.

Было доказано, что вдоль Камчатки проходит сейсмофокальная зона. Так называют границу, по которой проходят массовые землетрясения. Город Петропавловск-Камчатский относится к этой зоне. Благодаря изысканиям ученых на полуострове стали строить сейсмостойкие дома. Это стало частью государственной программы.

Вулканолог Николай Жаринов является инициатором строительства у подножия вулкана Ключевская сопка комплексного геодезического полигона. Который стал научной площадкой мировой вулканологии.