Традиционной выставкой породистых коров, лошадей, коз и домашней птицы в аграрном регионе никого не удивишь, а вот раки... Они, конечно, водятся в некоторых местных водоемах, но мелкие, а здесь же гренадеры.
Посмотреть на диковинную живность заходили и стар и млад. Представители старшего поколения непременно вспоминали миниатюру Михаила Жванецкого "Вчера я видел раков...", молодежь активно делала фото и видео, ребятишки заворожено глазели. Завернула к стенду даже делегация во главе с губернатором края Виктором Томенко, председателем АКЗС Александром Романенко, полпредом президента России в СФО Анатолием Серышевым.
- Проект очень интересный. Первые личинки завезли из Ставропольского края, а сейчас воспроизводят их на ферме самостоятельно. На ней можно выращивать до двухсот-трехсот килограммов раков ежемесячно, - поделился впечатлениями глава региона. - Предприниматели рассказали, что есть сложности с кормами, поэтому планируют собственные разработки в этом направлении, хотят получить краевую поддержку. Сказал им готовить все документы - обязательно внимательно изучим и разберемся, как можно помочь.
Необычный для Сибири проект и начался необычно. Два года назад семья Рубцовых перебралась из Барнаула в Краснодар. Фирма, которую возглавляет Андрей Рубцов, занимается прокладкой наружных инженерных сетей. Алтайский рынок для нее уже маловат, зато нашлось много работы на Юге страны. На семейном совете приняли нелегкое решение - переезжать.
- Поначалу сложновато было - все другое. Через полгода немного адаптировались и стали смотреть по сторонам, - вспоминает Евгения Рубцова. - Обратили внимание, как много в Краснодаре и других южных городах заведений, где готовят блюда из раков. Подумали: на родине такого нет, а почему? Так родилась идея фермы раков и раковарни в Барнауле.
Естественно, многие отговаривали: зачем такая морока, рисков много, жили бы себе спокойно... Но Рубцовы, как говорится, загорелись. Евгения, которая со студенческой поры помогала отцу развивать тепличный бизнес, прошла обучение и поняла: в новую тему придется погружаться с головой. Жена занялась реализацией идеи на практике, а муж помогал финансами и взял на себя строительную часть. В северной промзоне Барнаула появилось производство полного цикла в УЗВ (установке замкнутого водоснабжения) площадью более двух тысяч квадратных метров.
- Работы было очень много, вникали в производство и учились на ходу, - рассказывает Павел Агибалов, коммерческий директор фермы. - Поставщика мальков австралийского рака мы нашли на Юге России. В Барнаул этих мальков завозили самолетом, первая партия состояла из десяти тысяч особей. Сейчас получаем свое потомство - восемьдесят-девяносто процентов молодняка уже доморощенные. Первый год ушел на выращивание привезенных раков, сейчас пошла реализация. Люди заказывают на дом раков, приготовленных по различным рецептам - классическому, волжскому, винному, французскому, испанскому, азиатскому, в стиле "том ям". "Австралийцы" растут намного быстрее местных собратьев, белка в них в полтора раза больше и по вкусу они приятнее. Вдобавок наши раки питаются экологически чистыми кормами.
Выходцы из Австралии на Алтае устроились основательно. На ферме ничем не пахнет, вода постоянно очищается, температура ее поддерживается в пределах 26-28 градусов. Недавно часть раков переселили в новые ванны большой вместимости - что-то вроде миниатюрных прудов, где членистоногим настоящее приволье.
Барнаульская ферма раков стала одной из крупнейших в России и единственной за Уралом. Здесь и только что вылупившаяся реактивная мелюзга, и беспокойная молодь, и степенные самки с икрой, и самцы с клешнями угрожающего вида. Раки в чем-то похожи на людей. Например, любовью к разно-образному рациону питания - крупы, овощи, животная пища от мотыля до рыбы. Очень важен баланс питания: нельзя их держать впроголодь, но нельзя и перекармливать.
Самцы выглядят экстравагантно - огромные усы, красные клешни, перламутровая "одежка". Нравы у таких мачо вполне узнаваемые: когда рак начинает линять, освобождаясь от ставшего маленьким хитинового "бронежилета", зевать ему и сотрудникам фермы нельзя - сородичи могут сожрать беззащитного. Особенно лютуют те, кого он на правах более сильного обижал раньше. Тут главное успеть отсадить бедолагу в безопасный лоток, где он нарастит себе новый, очень крепкий панцирь. Пальчики из любопытства в воду лучше не совать - тяпнут клешнями до крови.
Раки не любят повышенного внимания. Завидев людей, они обычно дают задний ход и прячутся в укрытия. Как пояснил технолог предприятия Дмитрий Антропов, стрессы "австралийцам" противопоказаны - может начаться линька. Однако на "Днях сибирского поля" случилось неожиданное. Раки мужественно адаптировались к происходящему и вернулись к обычному образу жизни.
Агибалов и Антропов заверили, что такие шустряки в варку точно не пойдут. По возвращении на ферму участников выставки посадят на карантин, а после вернут на привычное место жительства. "Будем выводить стрессоустойчивых особей, пригодных к выставочной деятельности", - шутит технолог. Но для дальнейшего развития производства раков нужно решать вопрос кормовой базы - в России практически нет специализированных кормов для членистоногих.
- Вместе с научным сообществом с Юга страны мы заняты разработкой рецептуры корма именно для австралийских красноклешневых раков, - подчеркивает Павел Агибалов. - В дальнейшем планируем оформить патент на нашу ферму по этой уникальной рецептуре, что позволит облегчить доступ российским ракозаводчикам к отечественному корму.
Миссия проекта, говорит Евгения Рубцова, в том, чтобы привить культуру потребления раков в Алтайском крае. При этом на продукцию барнаульской фермы пошел спрос не только из курортного алтайского городка Яровое, но и из Новосибирска, Горного Алтая, Шерегеша. В августе при ферме откроется ресторан-раковарня.