НАТО ждет южнокорейского президента на саммите в Вильнюсе

Когда 29-30 июня прошлого года южнокорейский президент Юн Сок Ёль впервые в истории принял участие в саммите НАТО, который прошел в Мадриде, то на лидера Республики Корея участники смотрели с доброжелательным любопытством, но не более того, не ожидая от Сеула каких-либо серьезных шагов и действий.

Прошел лишь год, Юн снова едет на встречу альянса, которая пройдет в Вильнюсе с 10 по 12 июля, но теперь Южная Корея выглядит совсем иначе: это не только один из самых активных союзников США в Восточной Азии, но и поставщик вооружений, боевой техники в Европу, что крайне ценно для многих стран НАТО, позволяя им более активно помогать Украине.

Вместе с тем, линия, которую выбрал президента РК Юн Сок Ёль, уже стала приводить к трениям с Пекином, Москвой, а с Пхеньяном вообще разговор ведется лишь на языке давления и угроз.

Очередное зарубежное турне южнокорейского президента Юн Сок Ёля состоится с 10 по 15 июля. В программе визита - участие в саммите НАТО в Вильнюсе с 10 по 12 июля и государственный визит в Польшу 13-14 июля. Ранее также ходили слухи, что Юн может совершить и блиц-визит в Киев, куда его настойчиво приглашает президента Украины Владимир Зеленский, но в администрации президента РК пока энергично мотают головами, утверждая, что все это, мол, только слухи.

Если год назад Южная Корея выступала в качестве интересного новичка-партнера, то теперь все иначе. Сеул выступает уже как страна, на которую даже мощный альянс возлагает большие надежды и от которой ждет помощи, признавая, что без Кореи будет непросто. В первую очередь эти надежды связаны с возможными шагами в сфере поставок военной продукции, а также шагов в области геополитики и безопасности.

Стоит признать: корейцы не теряли время зря. Еще несколько лет назад слова "корейское оружие" звучало как какая-то экзотика, то теперь многим хорошо известно, что это конкурентная, высокотехнологичная продукция по достаточно приемлемым ценам. Темпы роста экспорта продукции корейского ВПК впечатляют. В период с 2016 по 2021 гг. они выросли в два раза, достигнув показателя 2,8 процента от мирового рынка. В 2022 г. общий объем южнокорейских поставок за рубеж составил около 17 млрд долларов, тогда как годом ранее было 7,25 млрд. К 2027 г. Сеул намерен стать четвертым крупнейшим в мире экспортера оружия, потеснив Китай. Получится это или нет - покажет время, но шансы на это у корейцев очень неплохие. То есть менее чем за 10 лет Южная Корея вышла в число крупнейших поставщиков оружия в мире.

При этом надо понимать, что Корея смогла зайти на рынок, где доминировали американские и европейские поставщики, в том числе как раз в Европу, которая до сих пор считалось вотчиной исключительно европейцев и США. Безусловно, затянувшийся конфликт на Украине, который привел к истощению арсеналов НАТО и опустошению ангаров с техников, пришелся для корейского ВПК очень кстати. Сеул, который имеет очень непростые отношения с Пхеньяном, всегда готовится как раз к той войне, которая сейчас идет на Украине, когда "говорят" в первую очередь танки, БТР, артиллерия и авиация, а наступают или обороняются большие армии.

Когда американские и европейские производители беспомощно подняли руки, сказав, что "на такие масштабы производства и на такую интенсивность боевых действий не рассчитывали", то тут-то и настал звездный час Южной Кореи. По крайней мере пока напрямую Сеул не поставляет вооружения Киеву, хотя его к этому очень активно подталкивают США и прочие страны НАТО, но Южная Корея уже застолбила за собой роль поставщика вооружений стандартов НАТО, позволяя в первую очередь странам Восточной Европы активно передавать советскую технику Украине, восполняя пробелы за счет корейской продукции. При это темпы, скорости производства и поставок впечатляют даже самых именитых грандов мирового оружейного бизнеса. В первую очередь это на себе ощутила Польша, которая получила 1000 современных танков К2 от Кореи уже через полгода после подписания контракта.

Вообще Польша и Южная Корея, что говорится, "нашли друг друга". Корейцы и поляки подписали контрактов на поставку Варшаве оружия, техники, боеприпасов на сумму около 20 млрд. долларов. Идет речь об организации совместных производств, открытии в Польше корейских заводов боеприпасов и прочем. В Польшу идут корейские танки, БТР, САУ, легкие штурмовики, боеприпасы и многое другое. Не случайно сразу после саммита НАТО Юн Сок Ёль отправится в Варшаву, где его очень и очень ждут. Можно ожидать новых соглашений о развитии сотрудничества в сфере ВПК. Все это позволяет Польше передавать Украине большие партии техники советского образца, заменяя ее на стандарт НАТО со штампом made in Korea. Кроме того, будет обсуждать участие Южной Кореи в послевоенном восстановлении Украины - еще одна очень перспективная и многообещающая тема для корейского бизнеса и экспорта.;

Может и в меньших масштабах, но появление корейских вооружений и техники мы видим помимо Польши и в других странах НАТО - переговоры либо идут либо уже заключены контракты с Норвегией, Турцией, Финляндией, Румынией, Болгарией и другими. Если бы раньше, в другие времена корейцев бы не пустили на такой эксклюзивный и прибыльный рынок, то теперь все наоборот - НАТО ждет южнокорейскую продукцию и ей очень рада.

Параллельно наблюдается активизация Южной Кореи и на глобально-стратегическом уровне, причем с приходом Юн Сок Ёля к власти в Южной Корее проамериканская линия Сеула стала особенно заметна и отчетлива. РК нормализовала отношения с Японией, развернув активное трехстороннее военно-политическое сотрудничество с участием также Вашингтона и Токио. Корея обнародовала Индо-тихоокеанскую внешнеполитическую стратегию, которая явно написана так, чтобы дополнять и помогать США в этом огромном регионе. Сеул начал развивать варианты сотрудничества с антикитайским форматом QUAD. В ходе саммита НАТО также пройдет встреча в формате АР4, где участвуют самые активные партнеры НАТО за пределами самого альянса - это Япония, Австралия, Новая Зеландия и собственно Корея. Причем председателем встречи на этот раз будет выступать именно президент РК Юн Сок Ёль.

Все это сопровождается все более и более активной и напористой риторикой Сеула, когда Корея начинает идти на конфликт с Китаем и Россией. Юн Сок Ёль неоднократно делал заявления по Тайваню по ситуации в Восточной Азии, которые были в духе американской стратегии в регионе. РК также заявила, что при необходимости разместит дополнительные комплекса ПРО США THAAD на своей территории, если то потребуется, и при это не намерена добиваться согласия Пекина на подобный шаг.

Хотя до сих пор Южная Корея официально придерживается линии о том, что напрямую она не поставляет оружие и боевую технику Украине, но президент РК уже допускали высказывания, из которых следовало, что позиция может быстро измениться. В Сеуле прекрасно понимают, что для Москвы это своего рода "красная линия", после которой после резкое обострение двусторонних отношений, но, судя по высказываниям, Сеул как минимум рассматривает и такой вариант.

В отношениях же с Пхеньяном нынешняя администрация РК придерживается такой линии, которая по сути исключает какой-либо диалог, кроме того, где все должно начинаться с больших уступок со стороны Северной Кореи.

Не случайно, что итогом данного подхода уже стало заметное ухудшение отношений Южной Кореи с Китаем, Северной Кореей и явная напряженность в связях с Москвой. Если к противостоянию с КНДР южанам не привыкать, то ответная реакция Пекина, включая недавние публичные критические заявления посла КНР в Сеуле Син Хаймина в адрес правительства РК спровоцировали дипломатический скандал. Нельзя исключать, что с подобным настроем рано или поздно что-то подобное случится в связях и с Россией. Проамериканский настрой, а также желание активно помогать НАТО (пусть даже и в целях зарабатывания денег и продвижения продукции своего ВПК) у нынешней администрации РК во главе с президентом Юн Сок Ёлем очень заметен и однозначен. Именно на этом и строится расчет североатлантического альянса, члены которого теперь очень ждут президента Юна в Вильнюсе, где будут пытаться склонить того к еще более активным действиям, вплоть до прямых поставок оружия Киеву. Вопрос в том, как далеко намерен зайти Сеул, учитывая, что Пекин и Москва уже явно дают понять о приближении к "красным линиям", а порой и нарушении их. Республика Корея имеет обширную границу с одним лишь государством - Северной Кореей, но при определенном стечении обстоятельств активная позиция РК по помощи США и НАТО вполне может привести к тому, что Сеул получит проблемы уже на своей границе, а конфликт на Украине будет не каким-то удаленным противостоянием, а приобретёт и "корейское измерение".