В Якутии на долю воздушного транспорта приходится более 80% всего пассажирооборота. Из-за отсутствия круглогодичных дорог авиация является для жителей республики безальтернативным способом сообщения. В этом году здесь модернизируют пять аэропортов в Вилюйске, Усть-Нере, Черском, Нерюнгри и Якутске. И это только начало, поскольку потребности якутян существенно выше.
Авиация в Якутии обслуживает пассажиров, доставляет медикаменты и продовольствие в отдаленные города и труднодоступные села, обеспечивает срочные санитарные задания, осуществляет перевозки для нужд промышленности, участвует в спасательных, природоохранных и пожарных операциях. Сегодня якутская сеть аэропортов является самой большой в России и насчитывает 31 объект, которые ежегодно перевозят более 1,2 миллиона пассажиров.
Большинство аэропортов построены в 50-е годы прошлого века. Сейчас в республике продолжается реконструкция 14 аэропортов. Но для обновления авиационной транспортной инфраструктуры республики с учетом планируемой эксплуатации перспективных типов отечественных воздушных судов Ил-114-300, SSJ-New, необходима реконструкция еще 11 аэропортов. Из них семь являются приоритетными для промышленного развития региона.
Как пояснил министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Владимир Сивцев, для своевременной реализации промышленных проектов также требуется развитие авиатранспортной инфраструктуры для приема магистральных воздушных судов I-II класса с заменой грунтового покрытия аэродромов на искусственное.
Действующие взлетно-посадочные полосы с грунтовым покрытием ежегодно подтопляются, они размокают в весенние паводки и после обильных осадков. Это приводит к транспортной изоляции населения труднодоступных районов, приходится организовывать стыковочные рейсы на вертолетах из ближайших незатопленных аэропортов.
"Например, в период межсезонья постоянно затапливает взлетно-посадочную полосу аэропорта Зырянка, расположенную вдоль реки Колыма, - говорит министр. - В этом году смыто более 10 метров береговой линии за 21 день. Отсыпка не дает должного результата. Так что необходимо строительство нового аэропортового комплекса на незатопляемом месте".
Кроме того, отсутствие искусственных взлетно-посадочных полос в аэропортах Ленск и Батагай ограничивает применение танкерной авиации для тушения лесных и ландшафтных пожаров на обширной территории республики.
Реконструкция и строительство аэропортов с увеличением их пропускной способности позволит ускорить реализацию экспортно-ориентированных проектов промышленного освоения природных ресурсов. И в целом, повысит качество жизни людей. "Здесь важно отметить, что в сложившихся непростых экономических условиях запланированные к реализации инфраструктурные аэродромные объекты республики были сохранены", - подчеркнул Владимир Сивцев.
За четыре года реализации национального проекта "Модернизация транспортной инфраструктуры" в России реконструирован 21 объект в 19 аэропортах.
Продолжаются комплексные работы в региональных аэропортах. Все это направлено и на развитие туризма, и на укрепление экономических связей между регионами.
В этом году обновят инфраструктуру в аэропортах Воронежа, Кирова, Орла, Томска, Перми. Также введут в эксплуатацию объекты аэропортовой инфраструктуры на Дальнем Востоке. Это аэропорты Елизово и Усть-Камчатск (Камчатский край), Певек (Чукотский автономный округ), а также Вилюйск, Усть-Нера, Черский и Якутск (Республика Саха - Якутия).
С учетом уже реконструированных объектов до конца 2024 года по нацпроекту планируется провести реконструкцию 52 объектов аэропортовой инфраструктуры в 49 аэропортах: это 32 взлетно-посадочных полосы и 20 вспомогательных объектов.
Все тексты о нацпроектах читайте здесь.