"РГ" проверила альтернативный путь в Крым через новые регионы

За ситуацией на подъезде к Крымскому мосту российские граждане сейчас следят как метеорологи за погодой. Последние сводки утверждают, что пробки сокращаются и даже исчезли. Но никто не дает гарантии, что прилив желающих добраться на полуостров-курорт не поднимется к следующим выходным, да и высокий сезон только-только начинается. Глава Крыма Сергей Аксенов прогнозирует, что подобная ситуация может возникнуть в августе и в обратном направлении, когда отдыхающие начнут возвращаться домой. Между тем глава государства обратил внимание на альтернативный путь решения проблемы - дорога на Крым через территории новых регионов. "РГ" решила проверить, насколько удобен и безопасен этот вариант.

"Запасись-ка питьевой водой!" - звоню водителю Сергею Рутта накануне поездки. - Возьми упаковку минералки, не меньше!". Бывалые наши спецкоры, работающие в Луганске и Донецке, рассказывали, как воду дают по часам раз в три дня, мыться нечем, а для питья покупают 5-литрушки. Еще пугали, что дорога бита, яма на яме, а водители танков могут пойти наперерез, потому что обзор в смотровой щели башни крайне ограничен, и нашу мелкую легковушку они просто не заметят. На дорогу закладываю часов девять, представив, как будем ползти в непрерывной колонне фур, большегрузов и военной техники. А если еще пробки из-за ремонта дорог - когда вокруг ни воды, ни МЧС?

В окошко машины заглянул вертолет

В шесть утра выезжаем из Ростова по таганрогской трассе А280. Дорога спокойная, часто встречается по пути дорожная техника: расширяют трассу. Сворачиваем на Мариуполь. До него 172 километра, подсказывает указатель. Заметно прибавляется военных грузовиков. В районе Беглицкой косы буквально перед носом машины проплыл неизвестно откуда взявшийся вертолет. Впереди, за желтым полем, линия горизонта, до того четкая, что кажется, что за ней больше ничего нет.

7.45. 130 километров до Весело-Вознесенского автомобильного пункта пропуска пройдены без проблем. У въезда в контрольную зону замерли длинномеры, скромно прижавшиеся в правом ряду. Легковые идут в два ряда. Они из самых разных регионов: 06, 73, 23, 80, 82, 50… В белой грузовой газели рядом с водителем две женщины.

- Мы в Крым. Из Воронежа. Тетя Света переезжает каждый год на все лето. Вот вещи ее везем. Решили этим путем - так ближе, - рассказывают они.

- Я в Мариуполь, - парень на седане заметно волнуется. - Не знаете, как там? Тихо? - Он занимается обоями, хочет наладить поставки в магазины. "О, это очень нужное дело, - поддерживаю его. - Там стройки кипят, все восстанавливается!"

Мы так и не поняли, когда началась Запорожская область, а когда - Херсонская. Нет пока указателей. Но так ли это важно, когда все это наше

На КПП хитрый поворот - совсем не видно, сколько машин впереди. Машин, навскидку, двадцать. Документы принимают сразу в двух окошках. Проверка заняла пару минут у водителя, полминуты у меня. Таможни теперь нет - только паспортный контроль. В соседнем здании санкомнаты, с водой и всеми удобствами. На все про все незаметно ушло минут сорок. Раньше тут стояли часов по восемь. В 8.29 проезжаем бывшую украинскую таможню. От нее осталась только будка, поржавевшая вывеска и въездной контроль: в водительское окошко заглянул проверяющий, а Сергей сказал: "Два РФ". И мы поехали дальше. Через считанные километры (12) Новоазовск.

500 км - и ни одной ямы

До Мариуполя - 44.

Мимо проплывают поля "Заря-Агро". Они засеяны пшеницей и ближе к Ростовской области уже тронуты уборкой. Кукуруза еще поднимается, а подсолнух вытеснен к обочинам. Пейзаж почти неотличим от донского или кубанского, разве что более пустынно и не так часто встречаются нарядные живые хутора.

Трасса замечательная: асфальт еще темный, недавно положили. Водитель радуется, что нет видеокамер и выжимает сто пятьдесят. Так резво проезжаем Новоазовск, не забыв заехать на первую заправку. АЗС ТНК, цена 95-го - 60 рублей.

Слева показывается Азовское море, и мы едем вдоль него. Понемногу спускается отпускное настроение - чем не путешествие по отличной дороге? Единственное, что напрягает - необходимость обгонять фуры по встречке. Но при совсем не насыщенном движении это несложно. Где же колонны грузовиков, недоумеваю я. Наверное, все впереди…

Не дождались мы и рытвин с колдобинами. Забегая далеко вперед, за 500 км, скажу: до самого Чонгарского моста в Запорожской области дорога под нашим хундаем стелилась скатертью. Ни одной ямы! - ответственно заявляю. По большей части пути свежая яркая разметка. Стрелки-подсказки, даже такие, которые предупреждают, что впереди сплошная и надо вернуться на свою полосу после обгона. Четкие и понятные указатели. Единственное, мы так и не поняли, когда началась Запорожская область и когда мы оказались в Херсонской. Впрочем, так ли это важно, когда все это теперь наше? И реки, и названия поселков - Красное, Вишневый, - родные.

… До Мариуполя доехали совершенно свободно. Часто двухполосная дорога переходила в 4-полосную. 9.00 - въезд в город и первый блокпост. Раскрытые паспорта мы показатели военному в окошко, и он махнул рукой.

Всего, надо сказать, блокпостов на нашем пути было около двух десятков. Я исправно записывала время их прохождения, но публиковать не стала. Ощущение одно: короткие, на пару минут остановки никак не влияют на время пути. Где-то опытным защитникам хватает и взгляда на путешественников, и документ они проверяют только у водителя, иногда спрашивают, куда едем. Один, на подъезде к Геническу, узнав, что мы из Ростова, спросил: "А сколько километров досюда?" - "470 километров". "Правильно, - засмеялся служивый. - Просто я сам из Ростова".

На 370-м километре - первая торговая точка. Горячие пирожки - по 150 рублей, абрикосы - по 250 за кило. Фото: Сергей Рутта

На полупустой трассе, понятно, никаких очередей блокпосты не собирали. Иногда приходилось пройти "змейкой" через бетонные блоки - как "ученику" при сдаче экзамена в ГИБДД.

Перед Мариуполем колеса машины застучали, будто мы пересели на поезд. Это на дорогу уложили временно бетонные плиты, видимо, большие разрушения были после обстрелов многострадального города. Поездка через этот город-герой сама по себе печальная, но экскурсия. Но есть же экскурсии по Брестской крепости. Или по Чернобыльской АЭС. Надо знать, как это было. И помнить имена защитников, спасавших мир.

Мы медленно едем мимо потрясающих руин знаменитой Азовстали. Они тянутся на несколько километров вдоль основной трассы. Проезжаем по мосту, параллельно которому возводят новый, краше прежнего. Необыкновенно красив Мариуполь, с широкими дорогами, проспектами, зелеными скверами. И только я сказала, что народу на улицах маловато - в парке "Колокол мира" яркое разноцветье детей и взрослых - возле памятника с журавлями проводится какой-то праздник. А потом неожиданно перед нами возникает белый город - сплошные белоснежные новые высотки, с резными балкончиками, овальный силуэт новой больницы. Это же отстроенный жилой квартал для переселенцев!

Возможно, по Арабатской стрелке через какое-то время проляжет еще один путь на полуостров Крым. Нам же по силам привести в порядок и эту дорогу

Водителю между тем нужно быть внимательным: в городе повсюду ремонтируют дорожное полотно, выставлены предупредительные флажки и ограждения. Но мы быстро выбираемся на трассу; поездка по Мариуполю заняла минут двадцать

Сбивается навигатор - это происходит зачастую, поэтому на него надейся, но и карты никто не отменял. Опытные водители всегда имеют обычную карту, или заранее скачивают ее в телефон.

Скатертью дорога

9.24. Курс на Мелитополь, 195 км.

И снова, вопреки всем ожиданиям, отличная трасса. Перед небольшими населенными пунктами установлены баннеры: "Мурманская область помогает". Далее - Томская область, Ярославская.

Не верьте слухам, что после Мариуполя дорога разбита и яма на яме. Что водители грузовиков носятся не разбирая дороги и очень много в связи с этим аварий. Что блок-посты будут проверять всю машину и не дай бог не так глянуть и не то сказать. Нет. Дорога, как и до 2014 года, достаточно пустынна. Небольшие колонны, которые собирают тихоходы, встречаются время от времени, и водитель искусно их обгоняет. Водители грузовиков соблюдают все правила, предупредительны и подмигивают правым поворотником, подсказывая, что самое время идти на обгон. Аварию за все время пути туда и обратно мы видели лишь одну: на подъезде к Геническу газель, шедшая по встречке, не успела, видимо, затормозить, вписываясь в свой ряд, и изрядно помяла морду. На блок-постах, посмотрев документ водителя, желают счастливого пути.

В 10.50 проезжаем Приморск. Кафе Парадиз, шиномонтаж, мойка. АЗС Гефест АИ-95 - 55.90.

Бензином можно заправиться на любом участке дороги. Прямо возле стартовой точки, у Весело-Вознесенского КПП, хорошо оборудованная АЗС Лукойла. В принципе, полного бака хватает до самого Чонгарского моста. Если же понадобится дозаправка - на пути не менее десяти точек. Работают и бывшие украинские АЗС, и успешно зашли крымские. Первая из крымских находится на 235-м км от Ростова. Они более цивильные, здесь и банкоматы ПСБ, и терминалы оплаты мобильной связи, чистый туалет, необходимый минимум товаров в дорогу - воды, соки, продукты на мелкий перекус, НЗ для автомобиля, влажные салфетки - все то, что вы хотели, но вдруг забыли взять с собой. Подадут кофе и чай. Цены на 95-й бензин сильно не отличаются: 60 рублей за литр на въезде в Донецкую республику, вглубь новых территорий до 56. Оплата - наличными, картой, топливными картами.

На заправке Tavroll рядом с нами затормозил бронированный "Тигр". Привычная картина: мирные такси и фольксы с детьми - и рядом - камазы с самоходкой на борту. К этим видам привыкаешь быстро - все мы двигаемся по одним правилам и в одной, так сказать, колее.

Инфографика "РГ"/Леонид Кулешов/ Ионова Лариса

Единственная трудность для особо нервных - участки ремонта дороги. Наряду с блокпостами и обилием военных грузовиков это главная примета времени. Чаще всего яркая дорожная техника копается себе по обочинам, не мешая движению. Расширяют полосы, перекладывают асфальт. На 410-420-м км одна полоса новая, другая старая, организован реверс, приходится обождать минут пять. Но я только перевожу дух от захватывающего ралли по трассе. Едем по еще черному свежему асфальту, камер нет ни одной, скорость 150. Но надо быть внимательным, в любой момент могут появиться предупреждающие флажки, ограничивающие участки трассы.

Приглашение Алены Стрий

На 370-м км первая стихийная торговая точка на трассе. У обочины фургончик "Самса из тандыра" - горячие пирожки предлагают с мясом, луком - 150 р. На прилавке - абрикосы и персики, 250 р. за килограмм. В тени прячутся дед и козы.

- Я грузин, а живу здесь в селе Новом лет 20. Коз пасу, молоко у нас свое. Были и у нас прилеты, в крайний дом попали, но это все было давно, - рассказывает он. - Сейчас все тихо. Решили вот девчата путников подкармливать.

Пейзаж по всему Азовскому побережью один - желтые, желтые ковры пшеницы до самого горизонта, началась уже уборка, зеленые поля кукурузы, редкие лесополосы и местами подступающее море.

Последняя перед Крымом заправка АТТ на улице Одесской у села Мангуш. Бензин заливает загорелый пожилой Василий Саржа. Жизнью он доволен:

- Зарабатываю здесь 26 тысяч рублей. Раньше, тут же - одну тысячу гривен. Это чуть более двух тысяч руб. Плюс пенсия российская, 11 тысяч, раньше она была 2 тысячи рублей. А главное, все привели в порядок - и соцобслуживание, и медицину. Диспансеризацию мне полную провели, на учет всюду поставили. Мы же все работали нелегально. А дороги вон какие сделали - только езди!

К концу путешествия появляются рыбные точки: местные торгуют выловленными из Азовского моря бычками (500 руб связка штук десять завяленных рыбешек, у которых большая только голова), и черноморской камбалой, некрупной, но с икрой (100-150 руб. штука).

Веселая продавщица камбалы Алена Стрий с удовольствием позирует на камеру:

- Я местная жительница из села Чонгар, приглашаю всех жителей России, Советского Союза, приезжайте к нам, не бойтесь, у нас безопасно!

Приятным бонусом для путешественников по дороге в Крым станут несколько локаций. В 10.30 среди полей откроется прекрасный вид на кромку Азовского моря, а по правую сторону - на огромные ветряки, они воздушные и очень красивые в своей лаконичности. Несколько километров они будут сопровождать машину, то приближаясь, то удаляясь от дороги.

Как мы Чонгарский мост проскочили

На 450-м км, когда свернули на Геническ, а трасса стала и вовсе пустынной - куда-то исчезли и военные грузовики, и длинномеры, ослепило вдруг прекрасное видение - совершенно розовое озеро. Это начало залива Сиваш со его уникальными бактериями, которые, как говорят, и дают необычный оттенок. Оно играет красками в определенное время, при определенном освещении, при нужном угле зрения - но нам повезло. На обратном пути мы остановили машину и хотели заснять явление поближе, но озеро как будто уходило от нас. И краски играли не так ярко. Но и в остальном залив необычный - где-то полноводный, местами полувысохшее дно, на котором выступают соли. Открыв рот, мы рассматривали постоянно меняющийся Сиваш и в конце концов уткнулись в хвост большой очереди. Стоявший перед нами фургон тихонько вздохнул. Вот они, все фуры - насчитываю не менее 50.

Однако водители не вздыхают. Игорь Погребенко, сам крымчанин, возит запчасти.

- Переезжаю через этот КПП постоянно. Очередь тут на час-полтора. Так что езжайте смело - раз, а там Джанкой. Наденете костюмчик с искрой - и в Ялту!

Это последний перед въездом в Крым КПП, тут проверяют пассажиров и багаж.

- А мы аж с Камчатки, - улыбаются две женщины в логане. - Ну правда, живем теперь в Крыму. Для нас это дорога удобная. Безопасная? Конечно! Была б опасная - не пускали бы.

- А где же Чонгарский мост?

- А вы его проехали.

Мы вернулись на несколько сот метров назад. Это 50-метровый участок дороги над топью Сиваша, и только по черному свежему асфальту можно догадаться, что сюда попали снаряды укропов. Все заделано, даже следов ремонта нет. Путь на Крым полностью открыт. А до Джанкоя - каких-то 65 км.

На 370-м километре - первая торговая точка. Горячие пирожки - по 150 рублей, абрикосы - по 250 за кило. Фото: Сергей Рутта

Забейте стрелку

Проехать Геническ и не побывать на Арабатской стрелке? Разве мы живем, чтобы просто покупаться в Черном море? И едем за 500 км чтобы только позагорать в Крыму? Арабатская стрелка - необычная нитка суши в Азовском море, она соединяет Крым и Херсонскую часть суши, и разделяет залив Сиваш от Азовского моря. Интересно, даже этот участок земли поделен был между Херсонской областью и Крымом. Длина стрелки 113 км, а самая узкая ее часть всего 270 метров. Мы заехали на Геническую горку, сделав крюк всего км десять. Это - курорт, когда-то заполненный туристами с Украины, а сегодня опустевший - надеемся, ненадолго. Красивые отели и гостевые дома, с бассейнами и цветами, сегодня, в пик сезона, закрыты через один. Но те, что работают, заполнены и мест нет. Есть магазины, в которых все есть. А главное - много-много дикого солнца, соленый морской бриз и близкое море, и на неухоженном пляже - бесплатные лежаки. Море игрушечно мелкое, до глубины шагать метров триста. Но для тех, кому предстоит последний рывок к настоящему морю - полуторачасовая очередь на КПП, 165 км до Симферополя, а потом еще столько же к морю - вполне можно передохнуть на Арабатской стрелке. А еще через время, возможно, именно по ней проляжет еще один путь на полуостров Крым. Нам же ничего не стоит привести в порядок еще одну дорогу.

Общий итог
  • Выезд из Ростова: 6.30
  • Прибытие на Чонгарский мост: 13.00
  • КПП Весело-Вознесенка: 40 мин, КПП в Крым: 1,5 часа
  • Расстояние - 486 км
  • Время в пути: 4 часа 20 мин при средней скорости 130-140 км\ч
  • Общее время: 6 часов 30 минут
  • Расход бензина полный бак 42 литра