Елизавета Арзамасова - удачница, воздушная, молодая - оказывается очень хорошим детским писателем
Андрей Максимов - о том, как молодая актриса написала две детские книги про Костика
Имидж... Имидж... Имидж... То есть образ... образ... образ...То есть маска, маска... Вранье, другими словами.

Нет, ну правда. В силу своей уникальной профессии я побеседовал с огромным количеством самых разных знаменитых людей, и крайне редко имидж, он же - образ, совпадал с сутью. Иногда это несовпадение печалит, иногда - радует.

Елизавета Арзамасова. Да-да, та самая, что из "Папиных дочек". Удачница, везунщица... Легкая, воздушная, молодая. Получается у нее, кажется, все: стать известной актрисой, выйти замуж за замечательного человека, родить сына...

Но тут вдруг происходит удивительное, с имиджем не совпадающее. Практически случайно мне попадают две книги Елизаветы Арзамасовой про мальчика по имени Костя. Я открываю одну из них, абсолютно уверенный в том, что как открою - так быстро и закрою. И, как нынче принято говорить, зависаю.

Елизавета Арзамасова - удачница, воздушная, молодая - оказывается очень хорошим детским писателем.

Про Костика вышло две книги, сейчас выходит третья. Кто такой Костик? Это человек одиннадцати лет. Ключевое слово: человек. У Кости (которого друзья называют, разумеется, Костян) есть своя константа: он уверен, что мир интересен и добр. И мир к нему соответствующим образом и относится.

Мы почему-то живем в твердом убеждении, что человек чем старше - тем умней становится. А это не так

В одной из книг Арзамасовой есть такой подзаголовок "Истории о самом важном для маленьких взрослых и огромных детей". Очень точно! Мы рост человека отмечаем физически, делаем зарубки, чтобы понять, на сколько сантиметров он вырос. А если рост измерять не в сантиметрах?

В книге есть история про то, как мама и папа Кости поняли, что у них скоро родится дочь. И вот они закупили множество книг по психологии, чтобы правильно объяснить сыну, как общаться с сестрой и вообще какое место она теперь будет занимать в их жизни.

Мальчик смотрит на всю эту суету и удивляется: сестренку надо любить и защищать. Какие проблемы? При чем тут книжки? Ну, и кто выше в этой истории: родители или ребенок?

Знаете, что я вам скажу? Мы почему-то живем в твердом убеждении, что человек чем старше - тем умней становится. А это не так. Чем старше - тем человек более социализирован, тем больше он понимает в социальных связях. Но при этом постепенно отмирает естественный, если угодно - Божественный, взгляд на мир и на жизнь.

Вот Костик удивляется, когда мама говорит, что она сегодня некрасива... Разве можно быть сегодня некрасивым, а завтра - красивым?

В отличие от взрослых, дети абсолютно логичны. Поэтому любой ребенок может объяснить любой свой поступок. А взрослый - не всегда. Костик, например, не любит говорить про политику, потому что заметил: как только люди начинают о ней говорить, они меняются, причем не в лучшую сторону. Как оспоришь такую логику?

Елизавета Арзамасова удивительным образом как бы перевернула картину мира, и получилась правда. Нам-то все кажется, что мудрые взрослые опекают нелепых детей. В приключениях Костика все наоборот: мудрые дети довольно снисходительно относятся к педагогическим потугам взрослых. И выясняется, что дети - очень интересные существа, что они могут много чего открыть и объяснить, но при одном условии. Каком же?

Понимать, что дети - это люди. У них есть все, что у взрослых: страсти, прошлое, будущее, трагедии и радости. И мысли у них есть. Надо только прислушаться, и услышишь.

Нам кажется, что дети должны принимать на веру все, что мы им говорим, потому что мы ведь - взрослые. Елизавете Арзамасовой так не кажется. И потому герои книги сами выясняют, что такое справедливость. Или, скажем, дружба. Или любовь. И читателей к этим размышлениям приглашают, само собой.

Пришлось поверить, что молодая актриса может быть хорошим детским писателем

Учителя не любят друга Костика по имени Игорь. Потому что Игорь очень подвижный: все делает на ходу, остановиться - сосредоточиться - трудно ему. Учителям это не нравится, потому что Игорь выпадает из общего, то есть правильного ряда. А Костик понимает: не надо причесывать человека под общую гребенку, надо дать ему свободу, и тогда много чего у него узнаешь. И тут-то и выясняется, что Игорь - совершенно удивительный скрипач и слышит музыку так, как не всякий взрослый сможет.

Елизавета Арзамасова создает удивительно добрый мир. В книге практически нет злых людей - есть более приятные и менее. Костик не всегда понимает своих родителей, но конфронтации нет. Потому что папа и мама - люди очень хорошие, в конце книги они делают лучшее, что только могут сделать родители для ребенка, - дарят ему щенка.

Просто Костян очень хорошо понимает: у взрослых есть лицемерие и некоторые другие вредные привычки. Что ж поделать? Терпеть. Понимать, что у взрослых - непростая жизнь, и привычки она дарит тоже иногда очень непростые.

Мне кажется, что книги Елизаветы Арзамасовой - едва ли не идеальный пример литературы для семейного чтения. Потому что ровесники главного героя, думаю, с удовольствием с ним познакомятся и будут переживать вместе с ним приключения, о которых рассказано по-доброму и с юмором. Книги прекрасно написаны.

А родители, если, конечно, "снизойдут" до детской книжки, может быть, иначе взглянут на детей, поймут, что рядом с ними живет не их копия-клон, а целый мир. Очень интересный и своеобразный. Книги Арзамасовой пробуждают во взрослых уважение к детям, а это, мне кажется, очень важно.

Так что - хочешь не хочешь, - а пришлось поверить, что молодая актриса может быть хорошим детским писателем. Будем ждать продолжения.

Андрей Максимов
писатель, телеведущий, режиссер
Поделиться