Объединяют их не только электромобили, но и участие в нацпроектах. Господдержка помогает и другим российским компаниям развивать российский рынок "чистых авто". На это направлена и стратегическая инициатива "Электроавтомобиль и водородный автомобиль". Ее цель - к 2030 году производить в общем объеме авто не менее 10% электромобилей и более 72 тысяч зарядных станций.
Перспективы рынка электромобилей напрямую зависят от доступности электрозаправочных станций. Петербургская компания "Яблочков" наладила производство высокотехнологичной продукции - станций быстрой и ультрабыстрой зарядки для легковых электромобилей и электрического общественного транспорта. В ближайших планах - выпуск станций для электротраков (грузовых авто).
Станции компании заряжают батареи электромобилей и электробусов до 80 процентов всего за 15-20 минут. Именно скоростная зарядка открывает новые перспективы для личного электротранспорта. А для зарядки электробусов компания серийно выпускает станции на 300 кВт, а также многопостовый зарядный комплекс, который может осуществлять заряд шести машин одновременно.
В нынешних условиях особенно важно, что деятельность российской фирмы защищена от неблагоприятных внешних факторов. "Ключевые элементы станции и программное обеспечение являются собственной разработкой компании. У нас один из самых высоких процентов локализации компонентов. Это позволяет нам минимально зависеть от поставщиков и контрагентов", - сообщили "Российской газете" в руководстве компании.
Сейчас команда "Яблочкова" активно готовится к следующему, принципиально новому этапу развития рынка. Он настанет через 3-5 лет после масштабного выезда на дороги России электротраков. "Сейчас мы разрабатываем ультрабыстрые многопостовые комплексы, которые подходят как для обычных электромобилей, так и для грузовых. Такие хабы можно установить на трассах с большим трафиком - на пригородных развязках мегаполисов и ключевых федеральных магистралей. Это позволят приблизиться к пропускной способности АЗС", - пояснили специалисты.
Липецкий завод "Моторинвест" выпускает до 100 тысяч электромобилей в год. Его обустраивали буквально в чистом поле, и тогда мало кто верил, что с конвейера всего через несколько месяцев сойдут яркие авто. Теперь, когда предприятие выпускает четыре модели электромобилей, скептики заговорили о независимости от импорта.
Помня о том, что проект- российско-китайский, интерес к локализации производства не падает. Еще анонсируя выпуск электромобилей в Липецкой области, глава региона Игорь Артамонов говорил, что комплектующие для нового производства должны максимально производиться здесь же. Как показал анализ рынка, выпуск может быть налажен даже наиболее важных комплектующих - это электромоторы, инверторы и тяговые батареи.
А липецкие предприятия намерены обеспечить львиную долю других деталей, чтобы минимизировать затраты на доставку комплектующих даже из отдаленных российских регионов. Впрочем, этот процесс, в отличие от запуска производства первых авто, небыстрый. Локализация займет десять лет, и это отражено в планах развития завода до 2032 года.
Помимо локализации, на предприятии намерены креативно продвигать бренд своих автомобилей с помощью программы промышленного туризма.
Эксперты Агентства стратегических инициатив порекомендовали липецким машиностроителям адаптировать европейский опыт. Там на экскурсии в производственные цеха приглашают не просто потенциальных покупателей, а тех, кто уже выбрал автомобиль. Люди могут даже увидеть последние штрихи сборки своей машины, а до тех пор, пока авто не сойдет с конвейера и не будет подготовлено к продаже, для туристов организовывают комфортный отдых недалеко от предприятия.
Важным подспорьем для продвижения продукции петербургской компании на экспорт стали меры поддержки в рамках нацпроекта "Международная кооперация и экспорт".
Особенно востребован был такой инструмент поддержки как софинансирование и субсидирование участия в международных выставках. Это позволяет не просто показать свою продукцию, познакомиться с рынком, но и получить мгновенную обратную связь, оценить интерес потенциальных заказчиков в том или ином регионе.
"Наш продукт - ультрабыстрая зарядная станция - довольно тяжелое, крупногабаритное оборудование, поэтому обеспечивать логистику такого оборудования и принимать участие в зарубежных выставках крайне затруднительно с финансовой точки зрения, - пояснили "РГ" в руководстве компании. - В рамках поддержки Российский экспортный центр (РЭЦ) обеспечивает оплату участия компании на стенде и логистику. И организует работу на выставке: бизнес встречи, переговоры с представителями госорганизаций и бизнеса".
Благодаря этому в 2021 и 2022 году "Яблочков" был представлен на крупнейшей международной выставке WETEX, презентовав свои продукты в рамках общенационального стенда РЭЦ "Сделано в России". Но одной лишь выставочной деятельностью меры в рамках нацпроекта не исчерпываются. "Яблочков" также получил дополнительную поддержку в виде консультаций местных экспертов с рынков, представляющих для компании потенциальный интерес.
"Это хороший инструмент для российских малых предприятий и производителей "железа", крупного оборудования. Он позволяет познакомиться со спецификой локальных рынков, оценить конкурентов, найти партнеров, быстрее разобраться с местным законодательством", - отметили в компании.
Помог нацпроект и Научно-производственному предприятию "Эльтавр" из Крыма, которое выпускает электрический микроавтобус для закрытых территорий, отелей и парков. Компания получила гранты на проведение маркетинговых исследований и развитие экспортного потенциала. Выход на новые рынки открылся и для ярославской компании "Передовая энергетика". Она создала зарядную станцию, которая вырабатывает электроэнергию почти с нулевым воздействием на окружающую среду. Ее уже представили на отраслевой выставке в Объединенных Арабских Эмиратах.
Все тексты о нацпроектах читайте здесь.