Соответствующее постановление Пленума Верховного суда России публикует сегодня "РГ". Юристы подчеркивают: принятые разъяснения крайне важны для практики.
В документе, в частности, говорится, что ликвидация должника - юридического лица, в том числе ввиду завершения процедуры конкурсного производства, не прекращает поручительство, если до ликвидации кредитор предъявил в суд или в ином установленном законом порядке требование к поручителю. Таким образом, поручителю все равно придется выплачивать долг.
Также постановление указывает, что кредитор вправе требовать возбуждения дела о банкротстве как самого должника, так и поручителя. При наличии нескольких поручителей - инициировать банкротство любого из них. Или всех сразу, или кого-то по отдельности. Это - на выбор кредитора.
Если же гражданина-должника освободили от долгов по итогам банкротства, то это тоже не прекращает поручительство. Условие такое же: до освобождения кредитор должен успеть предъявить требование к поручителю. Тогда тот факт, что должника объявили банкротом и вроде ему все списали, ничего не изменит в финансовой судьбе поручителя. Ему придется платить. Или самому становиться банкротом.
Как отметила в свое время судья Верховного суда Ирина Букина, в значительной части документа разъясняются новые проблемы, выявленные на практике.
Вице-президент Гильдии российских адвокатов Никита Филиппов пояснил, что принятое постановление затрагивает множество вопросов, подходы правоприменителей по которым существенно различались.
Например, пленум раскрывает момент, когда требование кредитора может быть предъявлено к поручителю. Проще говоря, речь о ситуациях, когда гражданин имел неосторожность поручиться за какое-нибудь ООО "Рога и копыта", а оно неожиданно лопнуло. Сколько минут (часов, дней, лет) есть у кредиторов, чтобы прийти к несчастному поручителю?
По словам старшего юриста практики разрешения банкротных споров Бюро адвокатов Дарьи Ивановой, благодаря принятому постановлению "действующее правоприменение закона о банкротстве позволит наиболее эффективно защищать права и законные интересы независимых кредиторов, на что и направлены процедуры банкротства в изначальной воле законодателя".