Действующие в России нормы обеспечивают сейсмическую безопасность проектируемых и строящихся объектов, подчеркнули в Минстрое. Установлены как сами требования безопасности, так и механизмы госконтроля за их соблюдением (экспертиза проектной документации, государственный строительный надзор).
При соблюдении и надлежащем качестве строительства новых зданий, как правило, даже в случае недооценки исходной сейсмической опасности региона в 0,5 - 1,0 баллов по шкале MSK-64 таких катастрофических последствий, как в Турции, обычно не бывает, отмечают в ведомстве. Запроектированные с учётом современных норм здания имеют определённые резервы "живучести" в зависимости от применяемой конструктивной схемы, которые минимизируют угрозы жизни и здоровью людей даже при сильных повреждениях.
"Сведения о произошедшем землетрясении в Турции не позволяют судить о сейсмостойкости объектов, поскольку неизвестно, на какие сейсмические нагрузки рассчитывались конструкции, с какими характеристиками использовались материалы и антисейсмические конструкции, изменились или не изменились значения параметров конструкций перед землетрясением по сравнению с проектными значениями и т.д. Основные характеристики произошедшего землетрясения, масштаб и характер разрушений напоминают последствия других аналогичных, обусловленных комплексными проблемами", - сообщает ведомство. Среди этих проблем: недооценка сейсмической опасности региона, нарушение нормативов по сейсмостойкому строительству, экономия материалов, низкое качество строительства, ненадлежащее техническое обслуживание жилых домов (капитальный ремонт и пр.), наличие старого жилого фонда. "Кроме того, специалистами Института физики Земли РАН дополнительно отмечено, что разрушения в Турции могли произойти, в том числе за счет потери устойчивости грунтов оснований", - добавили в Минстрое.
Сейчас для получения информации о жилых зданиях с дефицитом сейсмостойкости Минстроем прорабатывается вопрос выполнения в 2023 году ряда научно-исследовательских работ. Предполагается разработать критерии оценки дефицита сейсмостойкости существующей застройки как для типовых, так и для нетиповых жилых домов и провести мониторинг комплексного дефицита сейсмостойкости жилья в сейсмоопасных регионах России.
Напомним, ранее работу по усилению сейсмоустойчивости зданий и сооружений раскритиковала Счетная палата РФ. По ее данным, и 70 сейсмоопасных регионов только 11 в последние годы занимались усилением сейсмоопасных зданий. Еще в 2020 году Минстрой на основании информации регионов определил потребность в сейсмоусилении у более 17 тысяч объектов, однако за последние семь лет было построено или реконструировано лишь 146 объектов.